По материалам стенограммы
Материалы селекторного совещания МЧС России по вопросу применения Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
11 июня 2009 года
В соответствии с решением Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К. Шойгу 11 июня т.г. состоялось селекторное совещание по вопросу применения Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее – Технический регламент).
Ходом совещания руководил главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору Г.Н. Кириллов.
На совещании присутствовали: директор Департамента надзорной деятельности МЧС России Ю.И. Дешевых, его заместители: А.Н. Гилетич, А.А. Макаревич и С.П. Воронов, заместитель директора Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны В.Н. Пластовец, начальник ФГУ ВНИИПО МЧС России Н.П. Копылов, его заместитель В.В. Яшин, начальники и заместители начальников отделов структурных подразделений центрального аппарата Министерства и Центра обеспечения деятельности ФПС МЧС России.
Селекторное совещание транслировалось в территориальные подразделения МЧС России, учебные заведения и научные учреждения МЧС России, где присутствовали руководители региональных центров, главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, должностные лица органов государственного пожарного надзора, представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений МЧС России, общественных организаций.
При подготовке материалов к данному мероприятию обобщено около 400 вопросов, поступивших в Министерство из региональных центров, а также рассмотрено более 800 обращений, поступивших на службу «Горячей линии», действующую в системе МЧС России. При этом отдельные вопросы либо повторяются, либо в разных редакциях по своему существу направлены к одним и тем же положениям регламента. Поэтому они были систематизированы, обобщены, определены основные статьи Технического регламента, с учётом первого опыта практического применения федерального закона, и даны разъяснения по следующим основным направлениям.
1. О новых требованиях пожарной безопасности, установленных Техническим регламентом.
2. О положениях Технического регламента, касающихся проведения расчётов пожарного риска, обеспечения пожарной безопасности при отсутствии нормативных требований пожарной безопасности, а также вопросы применения нормативных документов по пожарной безопасности.
3. О правоприменительной деятельности в условиях действия Технического регламента.
4. О системе подтверждения соответствия объектов защиты продукции требованиям пожарной безопасности и взаимодействия с Федеральной таможенной службой.
Цель совещания – разъяснить основные положения Технического регламента, снять возникающие вопросы, а также исключить случаи неверной трактовки и искажения его положений.
1. О новых требованиях пожарной безопасности, установленных Техническим регламентом. (Ю.И. Дешевых)
Принятие Технического регламента - это новый значимый шаг в противопожарном нормировании. Принятие его обусловлено, прежде всего, необходимостью реализации положений Конституции Российской Федерации, которые обеспечивают права граждан. А именно – права граждан могут быть ограничены только в силу того или иного федерального закона.
Требования пожарной безопасности в той или иной степени, безусловно, ограничивают права граждан. Например, необходимо соблюдать противопожарные расстояния, производить отделку путей эвакуации пожаробезопасными материалами, и так далее. В целом мониторинг, и анализ печатных изданий, средств массовой информации говорит о том, что общество позитивно приняло введение в действие Технического регламента.
С введением в действие Технического регламента из практики исключено применение отживших, избыточных противопожарных требований. Положения регламента приведены в соответствие с имеющимися научно-техническими знаниями в области обеспечения пожарной безопасности.
Однако, в настоящее время мы не можем отменить Нормы пожарной безопасности (НПБ). Причина – нет той организации, которая их утверждала (ГУГПС) и которая имеет полномочия на их отмену, а также и то, что эти нормативные документы необходимы при предъявлении требований к объектам, построенным до вступления в силу Технического регламента. Поэтому НПБ применяются и будут применяться еще достаточно длительное время в соответствии с положениями Технического регламента.
Имеются и новации. Они, в основном, носят организационный и процедурный характер.
Среди них первое и принципиально важное положение - порядок применения статьи 6 "Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности".
Законодатель определил, что объект защиты соответствует требованиям пожарной безопасности, если выполнены все требования технических регламентов, и произведён соответствующий расчёт пожарного риска. То есть, пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом пожарной безопасности.
Комментарий к первому условию. «В полном объёме выполнены требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами "О технических регламентах". Имеется в виду, прежде всего, содержание Технического регламента в области пожарной безопасности и положение технических регламентов, которые будут приниматься впоследствии по тем или иным отраслям экономики и будут содержать требования пожарной безопасности.
На сегодняшний день у нас один документ - это Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Поэтому все его положения должны быть выполнены в полном объёме и рассчитан пожарный риск. Тогда объект считается соответствующим требованиям пожарной безопасности.
Необходимо обратить внимание на принципиальное отличие от положений, действовавших до 1 мая 2009 г. Ранее Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации было определено: должны быть выполнены требования нормативных документов по пожарной безопасности и правил пожарной безопасности или посчитаны пожарные риски.
В настоящее время законодательно установлено принципиально другое положение: в любом случае должны быть выполнены все положения федерального закона и рассчитан пожарный риск.
Пояснение к такому подходу.
Первое. Технический регламент содержит ряд статей, которые устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения, к системам пожарной сигнализации, системам пожаротушения и т.д.
Все эти статьи приводят конечные параметры упомянутых систем. То есть то, что должно обеспечивать эти системы. А способы достижения этих параметров собственник может выбрать самостоятельно и доказать это с помощью проведённого расчёта риска. Это принципиально важное положение.
Таким образом, государство уходит от жёсткого нормирования конкретных технических решений.
Законодатель предусмотрел и альтернативное решение, когда доказательством того, что требования Технического регламента выполнены, будет являться применение на добровольной основе нормативных документов по пожарной безопасности (сводов правил и национальных стандартов).
Таким образом, доказательством того, что выполнены положения Технического регламента, служат два момента.
Первый момент. Это – расчёт пожарного риска, где он доказывает в ходе расчётов, что выполнены требования пожарной безопасности.
И второй момент. Он выполняет требования рекомендательных сводов правил и национальных стандартов. Это очень важное и принципиальное положение.
Поэтому законодатель ввёл третью часть в статью 6, где сказано, что при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных Техническим регламентом, и требований нормативных документов по пожарной безопасности, расчёт пожарного риска в таком случае не требуется.
Следующий вопрос – это разработка декларации пожарной безопасности. Регламентируется статьей 64 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Очень важно назначение этой статьи. Она должна восприниматься в контексте всего закона. Каково ее назначение? Декларация о пожарной безопасности никоим образом не дублирует Декларацию о промышленной безопасности. Назначение этих двух деклараций различное.
Декларация о промышленной безопасности доказывает, что объект соответствует требованиям промышленной безопасности.
Декларация о пожарной безопасности носит совершенно другой характер.
Для того, чтобы обеспечить безопасность объекта защиты, его руководитель должен знать требования пожарной безопасности, чтобы обеспечить пожаробезопасное нахождение в нем людей.
То есть, смысл декларации пожарной безопасности - подготовить собственника к эксплуатации объекта с целью обеспечения безопасности людей от воздействия опасных факторов пожара. Собственник должен знать, что он должен выполнять, какие требования реализовать для того, чтобы была обеспечена пожаробезопасная эксплуатация того или иного объекта.
Проще говоря, декларация – это уточнение к традиционной инструкции о мерах пожарной безопасности, которую предписано иметь на каждом объекте правилами пожарной безопасности.
Форма декларации и порядок ее регистрации установлены приказом МЧС России 24 февраля 2009 года № 91, который прошел регистрацию в Минюсте России. В соответствии с ним в декларации указывается перечень конкретных требований, подлежащих выполнению на том или ином объекте. Собственник самостоятельно заполняет эту декларацию.
В развитие статьи 6 Технического регламента в декларации, собственник приводит те мероприятия, которые он выполнит для достижения параметров и показателей, установленных Техническим регламентом. Делается это двумя способами. Или приводятся те технические решения, которые принял собственник, и прикладываются к ним расчёты пожарного риска. Тогда считается, что декларация заполнена.
Если избран альтернативный путь, который предложил законодатель, он не проводит расчеты. Он указывает перечень тех пунктов нормативных документов (сводов правил и/или национальных стандартов), которые выполняет, эксплуатируя тот или иной объект.
При этом собственник должен оценить возможный ущерб имуществу сторонних лиц от пожаров. Это очень важный момент, но дальнейшего развития он пока не получил. Технический регламент буквально гласит о следующем: "Возможный ущерб при возникновении пожара третьим лицам можно определить договором страхования гражданской ответственности". То есть, должны быть указаны реквизиты полиса, которым застрахована гражданская ответственность перед третьими лицами. Это может осуществляться в рамках добровольного страхования ответственности. В качестве альтернативы этому собственник может на основании собственной доказательной базы привести такие сведения в декларации.
Документы, свидетельствующие о том, как собственник вычислил размер возможного ущерба третьим лицам, какими методиками он руководствовался, из чего исходил, законодатель не включил в обязанность собственника представлять в какие-либо органы. Таким образом, то, что представил в декларации собственник, органы государственного пожарного надзора должны принять и зарегистрировать. Никаких дополнительных документов государственный пожарный надзор не вправе требовать от собственника.
Крайне важно, что декларация подается в уведомительном порядке. Собственник уведомляет надзорные органы о том, что он на конкретном объекте выполняет задекларированные требования пожарной безопасности.Не предусматривается согласование или рассмотрение декларации в каких-либо инстанциях.
Декларация должна быть заполнена перед сдачей объекта в эксплуатацию. Это касается строящихся объектов.
Для объектов, которые уже на сегодняшний день функционируют, декларация должна быть заполнена до 1 мая 2010 года, в течение года после вступления в силу Технического регламента.
Относительно требований, которые приводятся в декларации, касающейся существующих объектов.
Две статьи закона, касаются существующих зданий – это часть четвертая статьи четвертой, и статья 151 (заключительные положения). Статья четвертая определяет, что на существующее и построенное здание новые требования Технического регламента не распространяются.
В 151 статье указано, что в области пожарной безопасности действуют все нормы и правила, которые приняты федеральными органами исполнительной власти, не противоречащие требованиям Технического регламента.
Поэтому собственник должен указать, какие требования он выполняет из ранее действующих нормативных документов в области пожарной безопасности (с учетом статьи 151).
В соответствии со статьей 4 Технического регламента на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения названного закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Порядок определения подобных случаев в каждой отдельной ситуации зависит от специфики противопожарной защиты конкретных объектов, включая комплекс запроектированных инженерно-технических и организационных мероприятий.
Кто заполняет декларацию?
Федеральным законом это не установлено. Это регламентируется положением Гражданского кодекса. Любой собственник может пригласить для выполнения той или иной услуги стороннюю организацию или физическое лицо. Но необходимо иметь в виду, что основная цель декларации - подготовить собственника к эксплуатации того или иного объекта.
Следующее касается 144 статьи – это методы, формы оценки соответствия объекта, защиты продукции требованиям пожарной безопасности.
Приведено девять форм соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. К конкретному виду продукции, конкретному виду объекта могут быть применены эти формы.
Например, для продукции – это подтверждение соответствия требованиям Технического регламента. Аналог действующей ранее сертификации. Сейчас такой термин не применяется. Применяется выражение "подтверждение соответствия". То есть продукция должна быть сертифицирована.
Приводятся два альтернативных способа подтверждения соответствия. Первый способ, традиционный – осуществление государственного пожарного надзора, проверка объекта, выявление тех нарушений требований пожарной безопасности, применение соответствующих санкций, выдача предписаний.
Вторая форма подтверждения соответствия – независимая оценка пожарного риска или аудит пожарной безопасности.
Прежде необходимо разграничить два очень близких понятия: независимая оценка пожарного риска и расчет пожарного риска.
Термин "пожарный риск" применяется в том и в другом понятии. Но эти понятия совершенно разные. Оценка пожарного риска - это проведение соответствующих расчетов, и доказывание с помощью этих расчетов, что риск соответствует или не соответствует тем назначениям, которые установлены техническим регламентом. Независимая оценка риска - это процедура, выполняемая аккредитованной в МЧС организацией по оценке соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.
Есть соответствующий приказ МЧС России от 20 ноября 2007 года № 607, который определяет порядок аккредитации этой организации, определяет те процедуры, которые должна выполнять организация.
Пункт 25 приказа МЧС России от 1 октября 2007 г. № 517 (административный регламент об осуществлении государственного пожарного надзора), говорит, что на тех объектах, на которых проведена независимая оценка рисков, органами пожарного надзора мероприятия по контролю не планируются.
Изменения, вносимые в приказ от 20 ноября 2007 № 607, распределят работу по трем направлениям деятельности.
Первое. Аккредитация организаций на выполнение работ по соответствию объекта требованиям пожарной безопасности традиционным способом, то есть в форме проведения обследования этого объекта, нахождения тех отступлений от требований пожарной безопасности, которые существуют, и разработка планов мероприятий по устранению выявленных недостатков. Это будет одна форма аккредитации.
Вторая область - это аккредитация организаций, которые могут выполнять расчеты по оценке пожарного риска.
И третья - это аккредитация и на первый вид деятельности, и на второй вид деятельности, то есть и на проведение расчетов, и на проведение визуальных проверок. Соответствующие изменения в настоящее время подготовлены. В ближайшее время они приобретут статус нормативного правового акта.
На сегодняшний день можно руководствоваться приказом от 20 ноября 2007 № 607. Те организации, которые изъявили желание осуществлять независимую оценку рисков, могут проходить аттестацию. В настоящее время у нас более 20 организаций получили аккредитацию в этой сфере деятельности. Пока, к сожалению, в реестр заключений по результатам аудита не включено ни одно такое заключение, то есть организации аккредитованы, но фактически пока ещё они не работают.
Следует обратить внимание на статью, которая определяет порядок дислокации пожарных депо в городах, в городских округах и в сельских поселениях с учетом времени прибытия.
Во-первых, название статьи "Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах". Регламентируется, что дислокация подразделений пожарной охраны определяется, исходя из условий, что время прибытия первого подразделения к вызову в городских поселениях - 10 минут, в сельских поселениях - 20 минут.
Следует не допускать подмены понятий. Техническим регламентом не установлено время прибытия первых подразделений из числа уже существующих. Техническим регламентом определено, что подразделения пожарной охраны должны размещаться, таким образом, чтобы к месту пожара в городах они прибыли в течение десяти минут, в сельских поселениях двадцати минут. Это огромная работа на предстоящий период.
Мы должны на сегодняшний день очень жестко подойти к генеральным планам застройки городов и сельских поселений. Пользуясь соответствующим сводом правил, необходимо тщательно пересмотреть эти генеральные планы, выработать необходимые предложения и мероприятия. На их основе рекомендовать, а где-то и требовать, чтобы в генеральные планы развития городов и сельских поселений были включены вопросы устройства, размещения пожарных депо с той плотностью, которую регламентирует Технический регламент.
Положения этой статьи Технического регламента направлены на то, чтобы мы развивали сеть пожарных депо. Практика расчетов на сегодняшний день показывает: для того, чтобы выполнить установленный норматив в городах, радиус выезда должен быть примерно 3,8 километра, а в сельских населенных пунктах 11,7 километра. Никаких завышенных требований к ранее существовавшим нет.
Наоборот, руководителям городских поселений дается выбор: или совершенствовать дороги, чтобы быстрее добиралась пожарная охрана, или строить пожарные депо таким образом, чтобы обеспечить выполнение норматива.
В завершении следует отметить, что при применении Федерального закона необходимо учитывать, что весь текст регламента, связан друг с другом. Одна статья вытекает из другой, и одна статья определяет, как применять то или иное положение другой статьи.
2. О положениях Технического регламента, касающихся проведения расчётов пожарного риска, обеспечения пожарной безопасности при отсутствии нормативных требований пожарной безопасности, а также вопросы применения нормативных документов по пожарной безопасности (А.Н. Гилетич).
Понятие пожарного риска и определение на его основе перечня противопожарных мероприятий, которые необходимо реализовать на конкретном объекте защиты, применяется в Российской Федерации примерно в течение последних десяти лет.
Накопленный за это время опыт показывает рациональность и целесообразность построения противопожарной защиты, основываясь на этом методе, прежде всего для уникальных объектов, когда отсутствуют типовые решения в нормативных документах по пожарной безопасности. Расчет пожарного риска широко используется в развитых странах мира.
Новацией в техническом регламенте является уровень дифференцирования пожарного риска для различных категорий населения и персонала предприятий.
В соответствии со статьей 6 Технического регламента, пожарная безопасность считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает установленных допустимых значений. Механизм реализации этой нормы заключается в определении расчетных величин пожарных рисков на объектах защиты и сопоставления их с соответствующими нормативными значениями.
В порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации № 272 от 31 марта 2009 года, "О порядке проведения расчётов по оценке пожарного риска", определение расчётных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России.
В настоящее время разработаны и проходят установленную процедуру обсуждения, в том числе и на наличие коррупционной составляющей следующие методики.
«Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности (Ф1, Ф2, Ф3, Ф4); «Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах».
В алгоритм определения расчетных величин входят такие положения, как анализ пожарной опасности объекта, определение частоты реализации пожароопасных ситуаций, построение полей опасных факторов пожара. Наиболее сложным моментом является построение полей опасных факторов пожара.
Имеется ряд моделей: интегральная, зональная, полевая.
Наиболее объективным является применение полевой модели, которая более чётко и детально описывает все условия развития пожара и позволяет рассчитать фактически все его параметры. Она применялась для экспертиз при проведении расследований пожаров, в том числе в Российском Университете Дружбы Народов. Но вместе с тем эта методика достаточно трудоёмкая и, может быть, для отдельных зданий и сооружений её нецелесообразно использовать.
Поэтому наша задача – обеспечить доступность использования этих методик для широкого круга лиц. Перечень исходных данных, параметров и показателей, которые будут использоваться в расчетах, будут определены и публично опубликованы в периодических изданиях ФГУ ВНИИПО.
Методики определения расчета величин пожарного риска в зданиях, сооружениях, строениях, различных классов функциональной пожарной опасности предназначены для зданий с классами функциональной пожарной опасности от Ф-1 до Ф-4, установленными статьей 32 Технического регламента.
Здания соответствуют предъявляемым требованиям, если расчетное значение индивидуального пожарного риска не превышает нормативного значения, принятого статьей 79 Технического регламента.
Методика определения расчетных величин пожарного риска распространяется на здания и сооружения промышленного и сельскохозяйственного назначения, в том числе на склады, объекты инженерно-транспортной инфраструктуры, связи.
Производственный объект соответствует установленным требованиям, если расчетное значение индивидуального и социального риска, то есть гибель 10 человек и более, не превышает нормативных значений, установленных статьей 93 Технического регламента.
Кроме того, статья 93 Технического регламента говорит о том, что если для производственных зданий величину индивидуального пожарного риска в год невозможно обеспечить, то допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год. При этом должны быть предусмотрены меры по обучению персонала действиям при пожаре и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска. То есть, расчет риска, который сейчас вводится, действительно позволяет дифференцированно подходить к системе противопожарной защиты.
До того момента, как будут утверждены и введены в действие указанные методики, Технический регламент, в соответствии со статьей 151, не запрещает использовать методики, существующие в нормативных документах, разработанных до вступления в силу Технического регламента.
Следующий блок вопросов связан с применением требований Технического регламента для строящихся объектов или тех объектов, проектирование которых началось до момента вступления его в силу. То есть, когда мероприятия по обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения были заложены в соответствии с действующими на тот период нормами и правилами.
Причина возникающих вопросов – различные толкования положения части 4 статьи 4. Многие задают вопрос, распространяются ли положения Технического регламента на объекты, строительство которых не завершено или проектирование которых начато до 1 мая 2009 года.
Эту статью следует рассматривать в совокупности с другими законами. То, что не отражено в Техническом регламенте, а также порядок применения любого законодательного акта отрегулирован основополагающими документами.
В соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягощающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось нарушением.
По общему для всех отраслей права принципу закон действует в отношении будущего, с момента его вступления в силу и не имеет обратной силы.
Аналогичное положение предусмотрено статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
То есть все технические и проектные решения, принятые до вступления в силу Технического регламента должны, приниматься и выполняться. Иначе могут возникнуть негативные последствия, вплоть до остановки строительства.
Это также относится и к проведению сезонных ремонтных работ на объектах любого назначения, предусматривающих замену напольных покрытий. Техническим регламентом не запрещается использование материалов, соответствующих требованиям ранее действующих нормативных документов в области пожарной безопасности.
Технический регламент определяет только минимально-необходимые требования к системам противопожарной защиты. Своды правил и национальные стандарты зачастую нельзя применить для уникального объекта, в отношении новых технологий.
Одновременно, в соответствии с положениями части 9 статьи 16 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» неприменение сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов, и для оценки соответствия требованиям федерального закона могут применяться иные документы.
К иным документам, в соответствии со статьями 78, 151 Технического регламента и статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности», могут быть отнесены специальные технические условия, а также нормативные правовые акты и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования пожарной безопасности.
При этом должно приниматься во внимание, что в соответствии со статьей 151 Технического регламента нормативные правовые акты и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти применяются в части, не противоречащей требованиям этого закона.
Вопросы обеспечения пожарной безопасности в этом случае являются приоритетными для развития городов, территорий и поселений.
В Министерстве выстроена достаточно стройная система по принятию легитимных решений о возможных способах противопожарной защиты таких объектов. С вступлением в силу Технического регламента она остается прежней.
Порядок организации работы нормативно-технических советов по рассмотрению отступления требований пожарной безопасности, а также неустановленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности определен приказом МЧС России от 16 марта 2007 г. № 141. Названный нормативный правовой акт издан в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности». Поэтому работа должна продолжаться в соответствии с упомянутым приказом и Техническим регламентом.
В частности, необходимо также учитывать требования части 3 статьи 6 Технического регламента, которая определяет условия обеспечения пожарной безопасности объектов защиты. Названной статьей регламентировано, что при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленный федеральными законами о технических регламентах и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.
Еще один вопрос, который требует разъяснения и обсуждения - это статья 134, касающаяся требований пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях, сооружениях и строениях.
Это новая статья. Ранее СНиП 21-01-97* регламентировал применение строительных материалов на путях эвакуации. В Техническом регламенте эти требования детализированы и раскрыты в полном объеме, что обеспечивает дифференцированный подход к безопасности путей эвакуации в зависимости от функционального назначения зданий и строений.
Это связано с тем, что требования к объектам соцзащиты, здравоохранения, детским учреждениям должны быть повышены, чтобы не допустить гибели и пожаров в этих учреждениях. Уровень пожарной безопасности зданий такой категории показывает общий уровень безопасности в государстве.
Однако, как изложено ранее, при проведении сезонных ремонтных работ на объектах любого назначения, предусматривающих замену напольных покрытий, не запрещается использование материалов, соответствующих требованиям ранее действующих нормативных документов в области пожарной безопасности.
Высотное строительство. С увеличением масштаба, площадей и высоты таких объектов пожарная техника не может обеспечить должный уровень защиты и спасения, людей с высоты 50 метров и более. Поэтому предъявляются новые требования к путям эвакуации.
Но это относится к зданиям и сооружениям, которые начали проектироваться после 1 мая текущего года. Для ранее запроектированных - должны применяться те нормы и правила, которые действовали на тот период.
3. О правоприменительной деятельности в условиях действия Технического регламента (А.А. Макаревич).
Уже более года, как в системе Генеральной прокуратуры действует созданное Управление по надзору за деятельностью правоохранительных органов, в составе которого создан отдел, надзирающий за законностью подразделений МЧС России. В этой связи, за последнее время в адрес главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору участились случаи представления сотрудниками Генеральной прокуратуры представлений о нарушениях тех или иных законов на территориях. Проанализировав эти представления, сделан вывод о том, что в ряде случаев должностные лица ГПН на территориях допускают по ряду позиций вольную трактовку законов, которые действуют сегодня в Российской Федерации. В ряде случаев они просто затаились и ждут определенного момента, когда или придут какие-то дополнительные разъяснения из центрального аппарата, или они получат еще какое-то разъяснение. В результате не предпринимают тех мер, которые законодателем на них возложены.
В этой связи возникла необходимость прокомментировать ряд статей Технического регламента, которые отражают нормативную правовую базу или правоприменительную деятельность, осуществляющую государственным пожарным надзором.
Статьей 4 Технического регламента установлено понятие технического регулирования в области пожарной безопасности, которое включает в себя три направления деятельности нормотворчества в этой сфере. Это установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к объектам защиты, правовое регулирование отношений в области применения и использования этих требований пожарной безопасности и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
К нормативным правовым актам Российской Федерации в соответствии со статьей 4 относятся: федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Под иными нормативными правовыми актами в этой связи понимается следующие документы - это указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности. Статья не устанавливает, обязательны эти требования или необязательны. Однако если вернуться к части 3 статьи 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184 «О техническом регулировании», то там четко сказано, что нормативные документы, принятые федеральными органами исполнительной власти, носят исключительно рекомендательный характер.
Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом установлен запрет на распространение действия закона в направлении, обратном его действия, то есть до момента вступления его в силу. Однако статьей четвертой Технического регламента установлен особый порядок его применения, который говорит о том, что на существующие объекты защиты, которые были построены и запроектированы до вступления в силу Технического регламента, его требования не распространяются. За исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация указанных зданий и сооружений приводит к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Здесь необходимо обратиться к статье 5 «Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты» Технического регламента. Третья часть этой статьи относительно подробно расписывает, что включает в себя система обеспечения пожарной безопасности. Это не только технические, но и организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на объекте защиты. И в этом случае, когда создается угроза жизни и здоровью людей, собственник объекта обязан принять исчерпывающие меры по приведению объекта защиты в соответствие с требованиями Технического регламента. Поэтому применение норм Технического регламента в отношении тех объектов, которые были введены в эксплуатацию до вступления в силу самого Технического регламента возможно. Однако, в этом случае, ответственность за угрозу жизни и здоровью целиком ложится на инспектора государственного пожарного надзора. Необходимо доказать, что существует на самом деле угроза жизни и здоровью. В этой ситуации наиболее целесообразно отражать состояние путей эвакуации, наличие или работоспособность автоматических систем противопожарной защиты, иные условия, которые ведут к безопасной эвакуации людей из зданий или сооружений.
При выявлении указанных нарушений как в рамках проверки, проводимой инспекторским составом, так и в случае, если есть обращения граждан (организаций и др.) со стороны, информация, которая поступает в органы государственного пожарного надзора, является основанием для проведения внеплановой проверки.
Сегодня действует приказ Минэкономразвития № 141 в рамках реализации Федерального закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которым установлены образцы документов, необходимых при проведении определенных видов проверок.
В случае выявления нарушений требований Технического регламента, в рамках мероприятий по надзору предусмотрено составление предписания об устранении выявленных нарушений с последующим контролем его выполнения. За невыполнение предписания нарушитель может быть привлечен к административной ответственности по статье 19.5, части пятой Кодекса об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с составом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП, ответственность наступает за невыполнение требований пожарной безопасности, установленных стандартными нормами и правилами.
В этой связи возникает проблема, когда сотрудники ГПН не до конца применяют эти меры административного воздействия из-за боязни или из-за непонимания того или иного случая.
Разъяснение ситуации. За нарушение требований Технического регламента по пожарной безопасности на сегодня привлекать к административной ответственности надзорные органы не имеют право. Поэтому сейчас возможно составлять протоколы только за нарушения тех нормативных правовых актов, которые действуют в рамках 151-й статьи Технического регламента (в части не противоречащей Техническому регламенту).
В рамках решения этой проблемы в Государственной Думе в мае месяце 2009 г. в первом чтении принят закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи со вступлением в силу Технического регламента, которым предусмотрено внесение изменений в статью 20.4 Кодекса об административных правонарушениях и 219 статью Уголовного кодекса.
Своды правил и национальные стандарты, которые в четвертой статье Технического регламента приведены как нормативные документы (второго уровня), носят рекомендательный характер. Вместе с тем они ни в коей мере не противоречат статьям Технического регламента, а только расширяют их позиции. И дают инспектору некий инструментарий для того, чтобы применять те или иные нормы Технического регламента.
Поэтому при составлении административных протоколов ни в коем случае не должна звучать формулировка нарушения того или иного пункта, или национального стандарта, или свода правил. В обязательном порядке это должна быть статья Технического регламента.
В ходе проведения мероприятий по надзору на объектах, запроектированных и построенных до 1 мая текущего года, необходимо учитывать требования 151 статьи Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
Принятые ранее нормативные документы, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей Техническому регламенту. Здесь законодатель дал право применения документов второго уровня или требований исполнений этих документов в обязательном порядке. На это следует обратить внимание.
Информация, которая поступает из субъектов Российской Федерации, подтверждает правильность того пути, который был избран, когда мы начали внедрять механизмы реализации Технического регламента.
Так, если в 2006 году из направляющихся в суды материалов на приостановку эксплуатации объектов, только в 20 процентов случаев решения принималось в пользу государственного пожарного надзора, то сегодня эта цифра за первый квартал 2008 года составляет уже 50 процентов.
Кроме того, были некоторые проблемы, связанные с судебными издержками. В соответствии со статьей 131 Уголовно-процессуального кодекса оплата судебных издержек осуществляется за счет средств федерального бюджета. Были некоторые проблемы получения этих денег со счетов региональных центров. Теперь эта проблема решена. В конце июня, денежные средства, запланированные в тех объемах, в которых они были запланированы ранее, поступят на места.
4. О системе подтверждения соответствия объектов защиты продукции требованиям пожарной безопасности и взаимодействия с Федеральной таможенной службой (В.В. Яшин)
В статье 144 Технического регламента установлено девять форм оценки соответствия. Одной из форм оценки соответствия является подтверждение соответствия требованиям федерального закона. Подтверждение соответствия проводится в соответствии с законом двумя формами - декларацией о соответствии требованиям Технического регламента и обязательной сертификацией.
Более подробно остановимся на обязательном декларировании, так как это новая форма, которая раньше не использовалась в практике.
Обязательному декларированию подлежит следующая продукция: газоогнетушащие составы, первичные средства пожаротушения, пожарные шкафы, пожарный инструмент, пожарное оборудование и арматура, пожарная мобильная техника, насосы центробежные и пожарные, мотопомпы пожарные, специальная защитная одежда пожарных, вещества и материалы строительные, не применяемые на путях эвакуации и для подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена. В том числе обои из текстильного материала и стекловолокна, материалы тепло- и звукоизоляционные, покрытия пола, материалы текстильные и кожевенные, применяемые для изготовления штор, занавесей, постельных принадлежностей, элементов мягкой мебели.
Надо отметить, что до вступления в силу Технического регламента вся эта продукция, за исключением материалов текстильных и кожевенных, подлежала обязательной сертификации в области пожарной безопасности. Так что это не новое требование, оно наоборот, существенно ослаблено.
Декларирование в соответствии с требованиями Технического регламента осуществляется юридическими и физическими лицами, зарегистрированными на территории Российской Федерации, которые являются изготовителями или продавцами продукции или выполняют по договору функции иностранного производителя или продавца в части обеспечения соответствия продукции требованиям Технического регламента и несущими ответственность за нарушение указанных требований. Это важное положение статьи 146 говорит о том, что иностранный производитель и продавец, который не зарегистрирован на территории Российской Федерации, декларацию о соответствии требованиям Технического регламента подать не может. В этом случае он обязан будет проводить сертификацию этой же продукции.
Декларирование производится на основе собственных доказательств, а в случаях, предусмотренных статьей 146 Технического регламента, дополнительно требуются протоколы испытаний продукции в аккредитованных лабораториях и сертификации системы менеджмента качества. Сертификация системы менеджмента качества требуется только для декларации подтверждения соответствия мобильной техники. Что касается протоколов испытаний, то эта позиция распространяется только на строительные материалы, не используемые на путях эвакуации и в вагонах метрополитена.
В случае, если строительные материалы, не применяемые на путях эвакуации для подвижного состава железнодорожного транспорта, метрополитена, декларируют предельное состояние пожарной опасности, то есть заведомо горючие, токсичные, распространяющие горение и дымообразующие материалы. В этом случае подтверждение протоколами таких показателей не требуется. Понятно, что такой материал после подачи декларации будет иметь существенное ограничение по его применению.
В соответствии с законодательством регистрация деклараций о соответствии продукции требованиям осуществляют органы по сертификации. И для регистрации такой декларации в соответствии с этими документами законодательством требуется заполнить форму декларации о соответствии. Форма декларации о соответствии утверждена приказом Минпромэнерго от 22 марта 2008 года № 54. Затем в любой орган по сертификации можно подать заявление о регистрации декларации о соответствии требованиям Технического регламента. В соответствии с техническим регламентом таких органов по сертификации сегодня около 40 единиц. Форма заявления о регистрации утверждена приказом Минпромторга России от 19 марта 2009 года № 151. Необходимо приложить к заявлению два экземпляра подписанных и заверенных печатью декларанта экземпляра деклараций, техническую документацию, необходимую для идентификации продукции, например, паспорта, технические описания и другие, какие-нибудь документы. А в случае, предусмотренном статьей 146 Технического регламента, дополнительно протокол испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории или сертификат системы качества.
Заплатить сумму в размере двух МРОТ, такая сумма установлена соответствующими положениями Ростехрегулирования. Это около двух тысяч рублей за регистрацию. И в течение одного часа получить зарегистрированную декларацию.
То есть, проблемы с получением деклараций практически на сегодняшний день нет. Она надумана, потому что у нас есть достаточное количество органов по сертификации, в которых можно это получить в течение достаточно короткого времени.
Второй формой подтверждения соответствия является обязательная сертификация. Обязательной сертификации подлежат переносные и передвижные огнетушители, пожарные стволы, пеногенераторы, пеносмесители, средства индивидуальной защиты людей при пожарах, средства спасения людей при пожарах, оборудование. Изделия для спасения при пожарах, дополнительное снаряжение пожарных, порошковые огнетушащие составы, пенообразователи для тушения пожаров, средства пожарной автоматики, аппараты защиты электрических цепей, строительные материалы, применяемые для отделки путей эвакуации непосредственно наружу или в безопасную зону.
Отделочные материалы для подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена, средства огнезащиты, огнестойкие строительные конструкции заводского изготовления, в том числе их заполнение в противопожарных преградах. Кабельные проходки, кабельные короба, каналы, трубы из полимерных материалов для прокладки и камеры, герметичные кабельные вводы, инженерное оборудование систем противодымной защиты, за исключением каналов инженерных систем.
Двери шахт лифтов, пожарозащищенное, взрывозащищенное электрооборудование, в том числе электрические кабели, в которых указано, что они являются оборудованием систем безопасности. То есть, это огнестойкие и не распространяющие горение кабели. Элементы автоматических установок пожаротушения.
Вся эта продукция до вступления в силу Технического регламента подлежала обязательной сертификации в области пожарной безопасности. Здесь никаких нововведений нет.
Порядок проведения сертификации в целом сохранился. Однако введены новые схемы подтверждения соответствия, которые предоставляют более широкие права собственнику определять условия получения сертификата. Срок действия сертификата, в зависимости от схемы сертификации увеличен до пяти лет. И также предусмотрена процедура продления действия сертификата, которая в предыдущей системе была не предусмотрена.
Техническим регламентом определены особенности подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности веществ и материалов. Это тоже не новая позиция, просто в документах по подтверждению соответствия и декларации соответствия должно быть указано значение показателей пожарной опасности этих материалов.
В сертификатах на средства огнезащиты в графе наименовании должны отражаться специальные характеристики наименования значения огнезащитной эффективности, виды, марки, толщина слоев грунтовых, декоративных и атмосфероустойчивых покрытий, используемых в комбинации с данными средствами и толщина огнезащитного покрытия.
Декларация соответствия требованиям Технического регламента и сертификация соответствия имеют равную юридическую силу для подтверждения соответствия, в том числе и для таможенных органов.
Необходимо отметить, что, в соответствии со статьей 151 Технического регламента, сертификаты пожарной безопасности, выданные до вступления в силу федерального закона, считаются действительными до окончания установленного в них срока. То есть установлен переходной период, в который все ранее выданные сертификаты (вся эта продукция подлежала обязательной сертификации, и, в соответствии с законодательством, должна была иметь этот сертификат на момент введения в действие Технического регламента) могут использоваться для подтверждения соответствия в течение срока действия, указанного в них.
О практике применения Постановления правительства от 17 марта 2009 года 241 "Об утверждении списка продукции для помещений под таможенный режим и предусматривающей возможность отчуждения и использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации подлежит обязательному подтверждению, в соответствии с требованиями Технического регламента».
Основными проблемами реализации этого постановления является неправильное толкование позиций списка таможенными органами.
Вот несколько примеров. В списке позиции "Каска пожарная" имеется код ТНВЭД России, он звучит так: ИЗ-650610. Все эти коды были согласованы в свое время с центральными таможенными органами. И они обязали вписывать именно такие широкие коды, потому что существующая система кодификации, не позволяет четко выделить ту продукцию, которая подлежит сертификации в области пожарной безопасности. Под этот код, кроме каски пожарной, попадают и автомобильные, мотоциклетные шлемы, строительные каски и другие защитные устройства.
Таможенные органы, принимая таможенную декларацию, требуют сразу сертификат или декларацию о соответствии техническому регламенту и на строительные каски, и на мотоциклетные шлемы и так далее.
Ещё более вопиющий пример, когда по причине совпадения кодов ТНВЭД России таможенные органы затребовали сертификат соответствия требованиям пожарной безопасности на насос для перекачивания фекальных вод, из-за того, что их код совпадает с кодом пожарного центробежного насоса. Такие казусы возникают достаточно часто, и они основаны на несовершенствовании классификаторов ТНВЭД, не позволяющего четко выделить ту продукцию, сертификацию и декларацию, которые необходимо проводить.
Учитывая первый месяц применения указанного постановления, Департамент надзорной деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с ФГУ ВНИИПО разработал методические рекомендации по интерпретации и применению постановлений правительства от 17 марта 2009 года № 241.
Эти основные положения достаточно объемный документ, комментирующий каждую из этих позиций, статьи.
Коротко о главных, основных.
Первое. Отнесение продукции конкретно к позициям ТНВЭД России осуществляется в соответствии с критериями, принятыми и интерпретации этих кодов. При использовании данных списка объекты подтверждения соответствия определяются одновременно наименованием продукции, областью ее применения и кодом ТНВЭД. Это очень важно, потому что таможенные органы исходят только из одного кода ТНВЭД. То есть, в первую очередь, надо руководствоваться наименованием и областью применения. Уточнение вида позиции ИЗ в графе 2, где коды указывают на необходимость руководствоваться, в первую очередь, наименованием, продукции и области ее применения.
Представление таможенным органам Российской Федерации одновременно с таможенной декларацией сертификата соответствия или декларации соответствия осуществляется для помещения товаров под таможенные режимы, выпуска для внутреннего потребления. Исключение составляют товаров, ввозимые в качестве проб и образцов, для проведения испытаний и исследований, в качестве запасных частей, для обслуживания и ремонта ранее ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации готовых изделий, в отношении которых подтверждено соответствие обязательным требованиям при условии представления в таможенные органы Российской Федерации копий документов о соответствии обязательным требованиям на указанные готовые изделия и подтверждении, что данные запасные части используются для изготовления готовых изделий и внесены в конструкторскую документацию на эти изделия в качестве комплектующих товаров и продукции, выпускаемых на территории Российской Федерации, при условии, что эти комплектующие ввозятся производителем указанной продукции. Товарных образцов, предназначенных исключить для целей получения заказов на товары такого типа, не пригодных для использования в иных целях, что обеспечивается путем внесения в них нестираемой маркировки, разрывов, пробелов, отверстий, с нанесением повреждений любым другим способом, и товаров, предназначенных для проведения испытаний, проверок или экспериментов, показа свойств на различных выставках.
Внедрение этих рекомендаций существенно снизит напряженность, возникшую на территории нашей страны именно в таможенных органах.
Ответы на вопросы, поступившие из региональных центров МЧС России в ходе селекторного совещания
Хлыновский Е.С. (ДВРЦ)
Когда будут утверждены списки территориальных комиссий по аккредитации организаций на деятельность по независимой оценке рисков?
Макаревич А.А.
Как только будет подписан приказ по проведению независимой оценки пожарного риска и по аккредитации организаций в этой области. В плане – это август т.г.
Дешевых Ю.И.
Мы не предусматриваем на первый период времени функционирование территориальных комиссий по аккредитации организаций, осуществляющих независимую оценку рисков в проекте приказа. Опыт подсказывает, их на сегодняшний день таких организаций не так много. И центральная комиссия может вполне справляться с этим вопросом. Поэтому если есть такие организации, пусть подают документы в установленном порядке и они будут рассмотрены соответствующим образом.
Панков С.М. (СРЦ)
Должен ли инспектор Государственного пожарного надзора проверять достоверность сведений, внесённых в раздел "Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты. Декларация пожарной безопасности". И также второй подраздел, должен ли проверять достоверность расчётов по оценке пожарного риска?
Дешевых Ю.И.
Ведется работа над документами по аккредитации организаций, осуществляющих подтверждение соответствия путём независимой оценки рисков. Это предусмотрено соответствующим Постановлением Правительства. С выходом такого приказа, качество проведения расчётов по оценке пожарного риска будет проверяться при проверке этой организации, которая выполняла расчёты. Контроль за качеством проведения расчётов будет осуществляться не реже одного раза в год комиссией МЧС с привлечением специалистов научно-исследовательских заведений. В проекте приказа для таких организаций установлены достаточно жёсткие требования. На инспекторский состав эти функции возлагаться не будут.
Инспектор Государственного пожарного надзора должен принимать расчеты в составе декларации как они есть. Констатировать факт наличия или отсутствия расчетов.
Тем не менее, при выявлении явных искаженных данных, а также при отсутствии расчетов, если они требуются, орган МЧС России может отказать в регистрации такой декларации. Необходимо также обращать внимание, на то, чтобы расчет риска был выполнен по методикам, утвержденным МЧС России.
Панков С.М. (СРЦ)
Действуют ли с 1 мая 2009 года Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, ППБ 01-2003, в связи с введением Технического регламента, т.к. в данных правилах содержатся технические требования?
Дешевых Ю.И.
Действуют в рамках статьи 151 Технического регламента, т.е. в части, не противоречащей его требованиям. Правила пожарной безопасности содержат немного пунктов, в которых есть технические требования. Остальные все подлежат выполнению. Административная практика применения Правил пожарной безопасности в соответствии со статьей 151 Технического регламента говорит о том, что судебные органы не подвергают сомнению легитимность Правил пожарной безопасности.
Самохвалов Е.А. (УРЦ)
На что опираться при доказательстве угрозы жизни и здоровью людей, в первую очередь? Предвидится сложность у инспектора с доказательной базой.
Макаревич А.А.
Можно опираться на значения уровня пожарного риска, указанного в Декларации пожарной безопасности. Если этот показатель превышает установленный Техническим регламентом, то существует угроза жизни и здоровью людей.
Дешевых Ю.И.
Инспектор в судебном порядке доказывает это обстоятельство. Дальнейшая эксплуатация объекта представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан при нарушениях требований пожарной безопасности к устройству и содержанию путей эвакуации, отсутствии или неисправности систем оповещения, пожарной автоматики.
Следующий способ. Возбуждается административное дело. В рамках административного дела проводится экспертиза. Заказывается экспертной организации проведение расчётов по оценке пожарного риска. И если эти расчёты показывают, что не обеспечивается достижение тех показателей, которые установлены Техническим регламентом, то эти документы передаются в суд. Суд на основании расчётов принимает решение. Стоимость расчётов затем взыскивается с виновной стороны.
На погашение таких процессуальных издержек будут предусмотрены соответствующие средства. Сейчас нам выделили 45 миллионов на этот год. Скоро эти деньги пойдут на места. Планируется, что они будут использоваться на заказ таких экспертиз.
Самохвалов Е.А. (УРЦ)
Ранее были аккредитованы организации на проведение независимой оценки рисков комиссиями с участием Государственной экспертизы проектов МЧС России. Действуют ли эти аккредитации на сегодняшний день, с вступлением в силу Технического регламента и соответствующих приказов, устанавливающих, что комиссии должны быть в МЧС России?
Макаревич А.А.
Такая аккредитация, которую организации получили, действует и сохраняет свою силу. Она распространяется на них в полной мере до окончания срока действия.
Но надо иметь в виду, что мы первично проводим аккредитацию только на год. То есть по истечении года им опять надо будет переаккредитоваться.
Самохвалов Е.А. (УРЦ)
Что должно быть в декларации либо оценка пожарного риска, либо оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц, или и то, и другое?
Макаревич А.А.
Декларация должна содержать несколько положений. Первое положение - она должна содержать оценку риска. Она может не содержать оценку риска, если выполняются требования нормативных документов по пожарной безопасности. И следующее положение - она должна обязательно содержать оценку возможного ущерба имущества третьих лиц от пожаров.
Оценка ущерба собственником производится самостоятельно на основе собственной доказательной базы. И инспектор государственного пожарного надзора принимает в уведомительном порядке то, что представляет собственник. И не подвергает это никакому сомнению. Не зависимо от указанной суммы предполагаемого ущерба.
Второй способ доказательства - это в рамках добровольного страхования ответственности. Если есть соответствующий страховой полис, то мы принимаем то, что указано в этом страховом полисе.
Это требование технического регламента должно получить дальнейшее развитие с учетом мониторинг его применения. При необходимости будут внесены соответствующие изменения в Технический регламент. Тем более, что если ущерб нанесён третьим лицам в результате пожара, то он должен быть возмещен в нескольких случаях. Первое – в рамках гражданского процесса. И второе – в рамках уголовного процесса.
Самохвалов Е.А. (УРЦ)
Свод правил, устанавливающий методику определения мест дислокации пожарной охраны, не даёт понятие по временному показателю. Отсутствует коэффициент загруженности дорог и пр.
Копылов Н.П.
Совершенно верно. Здесь должен быть введён коэффициент, который должен это учитывать. В обязательном порядке в свод правил будут внесены соответствующие изменения.
Валерьянов. (СЗРЦ)
Необходима ли аккредитация в системе независимой оценки рисков, имеющихся в системе МЧС России государственных учреждений, судебно-экспертных учреждений Федеральной противопожарной службы и Испытательной пожарной лаборатории?
Макаревич А.А.
Аккредитация указанных организаций и вообще сама по себе аккредитация, носит добровольный характер.
Поэтому, если есть необходимость аккредитовать судебно-экспертные учреждения Федеральной противопожарной службы и «Испытательная пожарная лаборатория, подавайте материалы в Центральную комиссию по аккредитации. Она их рассмотрит и примет решение по аккредитации.
Подгорбунский (СЗРЦ, ГУ МЧС России по Республике Карелия)
Когда появятся методики расчёта пожарного риска для зданий различного функционального назначения?
Гилетич А.Н.
Методики проходят сейчас публичное обсуждение, правовую экспертизу, анализ на наличие коррупционной составляющей.
Методики будут утверждены к концу июня т.г.
(СЗРЦ, Начальник ГУ МЧС России по Калининградской области)
Приёмка под надзор государственным пожарным надзором объектов капитального строительства после ввода их в эксплуатацию является внеплановым мероприятием по контролю, так, как изначально не планировалось. Федеральный закон № 294 не предусматривает такого основания внепланового мероприятия по контролю как принятия законченного строительства объекта под надзор. Как проверять такие объекты?
Дешевых Ю.И.
Мы узнаём о том, что объект принят в эксплуатацию из органов государственной власти субъекта Российской Федерации, местных органов власти. Соответствующие документы, регламентирующие то, чтобы они нам сообщали, на сегодня день имеются.
В настоящее время внесено изменение в Положение о государственном строительном надзоре, в части информирования о тех объектах, на которые в соответствии с Градостроительным кодексом выданы заключения о соответствии или не соответствии проектной документации и требованиям технических регламентов. Орган ГПН делает соответствующие запросы, и органы строительного надзора обязаны представлять информацию.
Как вновь возникший объект он включается в план проведения проверок. Происходит корректировка плана мероприятий по проведению плановых проверок.
В соответствии с директивным письмом МЧС России от 28 декабря 2006 г. № 43-4357-19 «Об участии органов ГПН в градостроительной деятельности» в 2-х месячный срок с момента ввода объекта в эксплуатацию спланировать проведение планового мероприятия по контролю и сформировать контрольно-наблюдательное дело.
Дату проведение проверки устанавливает руководитель органа, исходя из анализа обстановки в целом.
Блохин Ю.А. (СЗРЦ, ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу)
В постановлении Правительства Российской Федерации, определён порядок расчёта пожарного риска. В данном документе ничего не сказано про аккредитацию организаций, которые будут проводить расчёты пожарного риска. Следует ли понимать, что аккредитация не требуется, либо аккредитация всё-таки будет требоваться? Данный вопрос задают, в том числе, органы исполнительной власти Санкт-Петербурга.
Дешевых Ю.И.
Действительно, в соответствующем Постановлении Правительства это положение отсутствует. То есть фактически, если руководствоваться только этим Постановлением Правительства – любая организация может выполнять соответствующие расчеты. Однако, Постановлением Правительства от 8 апреля 2009 года № 304 определена такая аккредитация. То есть такая аккредитация осуществляется в добровольном порядке в МЧС России. Мы будем признавать только работу тех организаций, которые у нас аккредитованы.
Это же предусматривается и административным регламентом.
Блохин Ю.А. (СЗРЦ, ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу)
По объектам, действующим на момент вступления в силу Технического регламента, определено, что его требования на них не распространяются. Мы продолжаем работать, исходя из тех требований, которые предъявляли к объектам в весь предыдущий период их эксплуатации, в том числе нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, а также СНиПы.
Про СНиПы ничего сказано не было. Следует ли понимать, что СНиПы мы имеем право применять так же, как и применяли?
Дешевых Ю.И.
К объектам, которые построены до 1 мая 2009 г. при проведении мероприятий по надзору (в период эксплуатации) следует применять те нормативные документы, которые ранее действовали. Тем более, что практически все их требования, так или иначе, учтены в Техническом регламенте.
В целом ни один СНиП, за исключением одного, не действует на период эксплуатации. В преамбуле к каждому СНиПу указана область его применения. Он, как правило, распространяется только на проектирование. Редко СНиПы распространяются на проектирование и строительство. Так, что при проведении надзорных мероприятий в период эксплуатации СНиП применять нельзя. Область его применения ограничена самим же СНиПом.
Что касается СНиП 21-01-97*, то практически все его основные положения учтены в Техническом регламенте.
Блохин Ю.А. (СЗРЦ, ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу)
Будет ли отменён приказ МЧС России от 8 июля 2002 г. № 320, которым утверждён перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности?
Яшин В.В.
Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации устанавливается только техническим регламентом.
До введения соответствующего Технического регламента действовала статья 46 Федерального закона «О техническом регулировании», касающаяся переходного периода, где документы, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти действовали до введения соответствующего Технического регламента.
Таким образом, поскольку приказ МЧС России от 8 июля 2002 г. № 320 устанавливал обязательную сертификацию, сейчас весь этот перечень устанавливается статьёй 146 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Следовательно, такой приказ должен быть отменён.
Блохин Ю.А. (СЗРЦ, ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу)
Оценка материального ущерба третьим лицам, исходя из того, что органам госпожнадзора придётся формально подходить к вопросу регистрации деклараций, оценивать форму заполнения декларации, всё равно возникает вопрос. Если собственник сам даёт оценку возможного ущерба имущества третьих лиц от пожара, что должно быть отражено? Один вывод о том, что да, ущерба не будет, либо какие-то цифровые показатели должны быть, какие требования нам предъявлять при рассмотрении декларации для того, чтобы зарегистрировать её.
Дешевых Ю.И.
Собственник, исходя из собственной доказательной базы, указывает все параметры возможного ущерба третьим лицам в декларации самостоятельно. Никаких действий инспектор в этом плане предпринимать не может.
Достоверность сведений, изложенных в декларации, проверяется при проведении планового мероприятия по контролю.
Блохин Ю.А. (СЗРЦ, ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу)
Следует ли понимать, исходя из требований части 4 статьи 4 Технического регламента, что если материалы по какому-либо объекту были направлены в суд для принятия решения о приостановлении эксплуатации, после этого к данному объекту предъявляются все обязательные требования, изложенные в техническом регламенте, независимо от решения суда?
Макаревич А.А.
Бремя доказательства того, что дальнейшая эксплуатация объекта представляет угрозу жизни и здоровью людей, ложится на инспектора. Доказывается это в суде. И суд принимает решение. В качестве доказательной базы могут быть результаты проверки, фотоматериалы, заключения судебно-экспертных учреждений, заключения других экспертов. Также этому может служить проведение оценки пожарного риска, выполненной в рамках административного расследования по факту правонарушения в области пожарной безопасности. Эта работ заказывается и оплачивается органом МЧС и предоставляется в суд. Суд рассматривает ее рассматривает и принимает соответствующее решение. И если решение принято в пользу надзорного органа, то все затраты на проведение экспертизы в рамках Гражданского кодекса, взыскиваются с виновного лица, то есть с собственника объекта, который эксплуатируется в ненадлежащем противопожарном состоянии. Соответствующие суммы для проведения таких экспертиз предусмотрены и в ближайшее время поступят на места.
Блохин Ю.А. (СЗРЦ, ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу)
При регистрации декларации в соответствии с приказом МЧС России мы должны проверять правильность оформления поданной декларации. Если она оформлена правильно, то в соответствии с требованиями приказа она регистрируется, если она оформлена неправильно, то в регистрации должно быть отказано. Что конкретно должно быть записано во втором разделе?.
Дешевых Ю.И.
В установленной форме декларации во втором раздел идет подстрочник: «Заполняется самостоятельно, исходя из собственной оценки возможного ущерба третьих лиц от пожара, либо приводятся реквизиты документа страхования». Если она заполнена таким образом, орган государственного пожарного надзора должен принять и зарегистрировать эту декларацию. Исчерпывающий перечень тех моментов, по которым эта декларация не регистрируется, приведён в соответствующем приказе.
Берест (ЦРЦ).
Будет ли предусмотрена административная или иная ответственность в отношении лиц, проводивших расчёт риска, в случае, если расчёт проведён неверно?
Макаревич А.А.
Такая ответственность будет наступать в рамках хозяйственно-договорных отношений, если объект защиты заключает договор на расчет риска сторонней организации в рамках независимой оценки пожарного риска, или в рамках заключения договора о страховании объекта от пожара.
Дешевых Ю.И.
Предусматривается, что организация, выполняющая независимую оценку рисков, в том числе проводящая расчёт оценки пожарного риска, должна застраховать свою профессиональную деятельность. В рамках страхования своей профессиональной деятельности, если в результате неправильных расчетов нанесен ущерб организации, она получает соответствующее материальное возмещение.
Также действуют общегражданские нормы права. Первое, если представлен некачественный товар, то в рамках гражданского процесса можно потребовать возмещения ущерба. И второе, это общеуголовные преступления, фальсификация результатов расчётов и т.д., невыполнение своих обязанностей. В зависимости от последствий.
Административная ответственность не предусматривается. Но предусматривается два вида ответственности: первое – та организация, которая проводит эти работы, должна застраховать свою профессиональную ответственность, и на эту сумму нести ответственность перед заказчиком. Второе – если организация неправильно провела расчет, то она лишается аккредитации, и уходит с этого сегмента рынка.
Кантабойцев Е.А. (Уральский институт ГПС)
Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено лицензирование отдельных видов деятельности при вступлении в силу технических регламентов. В Техническом регламенте нет такой статьи, которая определяла бы порядок лицензирования.
Дешевых Ю.И.
Нет такого Технического регламента, который бы определял монтаж, наладку, обслуживание систем противопожарной защиты. Поэтому лицензирование продолжается до внесения соответствующих конкретных поправок в закон о лицензировании.
В настоящее время ведется активная работа по замене механизма лицензирования механизмом саморегулирования в этой сфере деятельности.
Кантабойцев Е.В. (Уральский институт ГПС)
Попадают ли учебные заведения в те организации, которые обязаны проходить аккредитацию?
Дешевых Ю.И.
Не обязаны, а в добровольном порядке – если есть желание.