Наиболее часто встречающиеся вопросы по НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» и ответы на них
Вопрос 1: Как определять нормативные расстояния между двумя АЗС?
Ответ: Расстояния между двумя АЗС, регламентированные документами по пожарной безопасности, следует определять в соответствии с требованиями п.п. 10, 12, а также 4 и 32 приложения 6 НПБ 111-98* как между АЗС и другим объектом. При этом расстояния между оборудованием технологических систем АЗС, являющихся наружными установками, определяются в соответствии с их категорией по взрывопожарной и пожарной опасности (см. НПБ 105-03), от оборудования технологической системы АЗС и здания (помещения) с указанным оборудованием до здания (помещения) с оборудованием технологической системы другой АЗС, а также здания (помещения) для персонала и/или сервисного обслуживания транспортных средств другой АЗС как до производственного здания, от оборудования технологической системы АЗС и здания (помещения) с указанным оборудованием до здания (помещения) сервисного обслуживания водителей и пассажиров другой АЗС как до общественного здания.
Расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к этой АЗС, следует определять по другим нормативным документам, регламентирующим требования пожарной безопасности (например, СНиП 2.07.01-89*).
Вопрос 2: В каких случаях торговый зал магазина сопутствующих товаров на АЗС следует оборудовать автоматическими установками пожаротушения?
Ответ: В соответствии с положениями п.96 НПБ 111-98* помещение торгового зала магазина сопутствующих товаров следует оборудовать автоматической установкой пожаротушения в случае, когда количество и способ размещения в нем пожарной нагрузки соответствует количеству и способу размещения пожарной нагрузки в помещении категорий В1 или В2 по пожарной опасности (смотри НПБ 105-03). При этом данное требование не распространяется на помещения торговых залов площадью не более 20 м2 при условии, если в немотсутствуют товары, содержащие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости.
Вопрос 3: При проектировании традиционной АЗС мы столкнулись с трудностями, связанными с размещением на ее территории зданий (помещений) кафе и магазина сопутствующих товаров, содержащих, в том числе, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Дело в том, что размер площадки под АЗС не позволяет разместить отдельно стоящее (от здания магазина сопутствующих товаров) здание кафе. Как на практике можно решить указанную проблему без отступлений от требований НПБ 111-98*?
Ответ: В соответствии с положениями п. 25 НПБ 111-98* совмещение в едином здании кафе и магазина сопутствующих товаров, содержащих, в том числе, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, допускается при условии, если эти товары размещены только в помещении кладовой, отделенном от помещений сервисного обслуживания водителей и пассажиров противопожарными перегородками 1-го типа. На практике данные требования реализуются, чаще всего, следующим образом: товары, содержащие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, хранятся в кладовой магазина; в торговом зале размещаются только пустые упаковки указанных товаров (муляжи) и/или наглядная информация о них; после оплаты такого товара его передача покупателю осуществляется персоналом АЗС на выходе из здания. Если при проектировании здания АЗС разместить место кассира рядом с выходом из здания, а помещение кладовой непосредственно за кассиром, то приведенный порядок обслуживания клиентов не вызывает затруднений.
Обращаем Ваше внимание на то, что кладовая для сопутствующих товаров должна отвечать требованиям, регламентированным, в том числе, пунктами 21, 22, 28 и 96 НПБ 111-98*.
Вопрос 4: При проектировании АГЗС, располагаемой по отношению к окружающим объектам на нормативных расстояниях, регламентированных НПБ 111-98* для АГЗС с одностенными подземными резервуарами СУГ, и не предусматривающей в своем составе зданий и сооружений сервисного обслуживания для водителей, пассажиров и их транспортных средств, нами была применена технологическая система для АГЗС с двустенными подземными резервуарами хранения СУГ. Такое решение принято с целью снижения затрат и уменьшения территории, занимаемой оборудованием технологической системы АГЗС, за счет исключения необходимости применения аварийного резервуара для перекачки в него СУГ в случае разгерметизации резервуара хранения СУГ. При экспертизе проектной документации нам было указано на необходимость устройства на АГЗС системы водяного орошения в соответствии с п. 24 приложения 6 НПБ 111-98*, так как по их мнению требования этого пункта взаимоувязано с применением двустенных резервуаров. Мы с такой трактовкой норм не согласны. Прошу высказать свое мнение по данному вопросу.
Ответ: Требования об устройстве систем водяного орошения (наряду с другими требованиями, приведенными в п.37 приложения 6 НПБ 111-98* как не обязательные для АГЗС с одностенными резервуарами хранения СУГ) обусловлены не конструкцией резервуаров, а возможностью приближения АГЗС к окружающим объектам (см. п.4 приложения 6 НПБ 111-98*) по сравнению с АГЗС с одностенными резервуарами хранения СУГ, а также возможностью размещения на территории станции зданий и сооружений сервисного обслуживания для водителей, пассажиров и их транспортных средств. Кроме того, требования НПБ 111-98*, предъявляемые к двустенным резервуарам, также являются неотъемлемой частью комплекса требований к АГЗС, размещаемой на расстояниях по п. 4 приложения 6 НПБ 111-98* и/или имеющих на своей территории указанные здания (сооружения) сервиса.
На основании изложенного выше следует, что для АГЗС, располагаемой по отношению к окружающим объектам на нормативных расстояниях, регламентированных п. 32 приложения 6 НПБ 111-98*, и не предусматривающей в своем составе зданий и сооружений сервисного обслуживания для водителей, пассажиров и их транспортных средств, системы водяного орошения по п. 24 приложения 6 НПБ 111-98* допускается не предусматривать (см. п.37 приложения 6 НПБ 111-98*). Применение двустенных резервуаров хранения СУГ на такой АГЗС является дополнительным (по отношению к нормативным) мероприятием по повышению уровня пожарной безопасности станции, которое предусмотрено по инициативе ее владельца.
Вопрос 5: Нашей фирмой принято решение о реконструкции существующей традиционной АЗС с целью ее перевода в многотопливную. Проектом реконструкции предусматривается размещение на территории традиционной АЗС технологической системы по приему, хранению и выдаче сжиженного углеводородного газа (СУГ), выполненной как самостоятельный участок многотопливной АЗС. Размещение многотопливной АЗС по отношению к соседним объектам отвечает требованиям п. 4 приложения 6 НПБ 111-98*. Расстояния между оборудованием для жидкого моторного топлива, оборудованием для СУГ и зданиями многотопливной АЗС удовлетворяют требованиям п.5 приложения 6 НПБ 111-98*. Кроме того, проектом реконструкции предусмотрены средства противопожарной защиты многотопливной АЗС, регламентированные разделом IV приложения 6 НПБ 111-98*.
На стадии рассмотрения специалистами Главгосэкспертизы нам были сделаны замечания в части того, что расположение на одной территории технологических систем, предназначенных (согласно их технико-эксплуатационной документации) для АЗС одного из видов топлива (жидкое моторное топливо или СУГ), на основании требований п.п. 3 и 4, а также п. 19.4 приложения 6 НПБ 111-98* не может рассматриваться как многотопливная АЗС. Следовательно, расстояния между ними должны определяться по п. 4 приложения 6 НПБ 111-98*. Просим высказать Ваше мнение по существу замечаний.
Ответ: Высказанные специалистами Главгосэкспертизы замечания считаем обоснованными.
Основным отличием в части пожарной опасности многотопливной АЗС от расположенных на одной территории рядом друг с другом традиционной АЗС и АГЗС является то, что конструкция технологической системы многотопливной АЗС предусматривает автоматическое (по заранее предусмотренным алгоритмам) приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (например, перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии при срабатывании автоматических систем противоаварийной защиты одного из участков многотопливных АЗС (см. п. 19.4 приложения 6). На двух, технологически независящих друг от друга системах, действия по локализации аварии в пределах аварийного участка возможно только вручную. Учитывая значительное количество необходимых для указанной локализации операций, их функциональные различия (остановка перекачивающего оборудования, перекрытие соединяющих емкостное оборудование трубопроводов, открытие патрубков сброса давления паров из отсеченных участков трубопроводов, включение систем водяного орошения и т.п.), наряду с одновременными действиями по вызову подразделений пожарной охраны и организации эвакуации людей с территории АЗС, можно предположить о высокой вероятности ошибки в действиях персонала и/или невыполнения мероприятий, предусмотренных для него планом действий по локализации и ликвидации пожара.
Приведенные особенности обеспечения пожарной безопасности многотопливной АЗС обусловили необходимость применения для них только серийно выпускаемых технологических систем, сконструированных специально для многотопливной АЗС (см. п. 3 НПБ 111-98*). Для определения возможности применения предлагаемой на рынке технологической системы для многотопливной АЗС достаточно ознакомиться с ее технико-эксплуатационной документацией (ТЭД), в которой в соответствии с положениями п.4 НПБ 111-98* должны содержаться требования об условиях ее применения для многотопливной АЗС. В настоящее время в России имеется большое количество отечественных производителей, предлагающих технологические системы многотопливных АЗС, в том числе, предусматривающие возможность включения в их состав существующего на реконструируемой АЗС технологического оборудования (в Вашем случае оборудование технологического участка жидкого моторного топлива). При этом возможность такого включения определяется поставщиком технологической системы многотопливной АЗС на основании результатов проведенной им ревизии оборудования, которое существовало на АЗС до ее реконструкции, в части его соответствия требованиям ТЭД. После необходимых доработок (дооснащения устройствами противоаварийной защиты указанного оборудования, замена изношенного оборудования, подключения систем противоаварийной защиты технологического участка жидкого моторного топлива к системе автоматики многотопливной АЗС и т.п.) производитель технологической системы многотопливной АЗС проводит приемо-сдаточные испытания указанной системы в целом, после которых несет ответственность за ее соответствие требованиям ТЭД (включая оборудование, которое существовало на АЗС до ее реконструкции).
Обращаем Ваше внимание на то, что согласно приложения 1 к НПБ 111-98* самостоятельный участок технологической системы многотопливной АЗС это комплекс оборудования, спроектированный и изготовленный как часть единой технологической системы многотопливной АЗС и предназначенный для приема, хранения и выдачи одного из видов моторного топлива. При этом указанный комплекс может применяться в качестве технологической системы АЗС одного вида моторного топлива (в Вашем случае АГЗС), требования к размещению которой, включая размещение зданий и сооружений сервисного обслуживания для водителей, пассажиров и их транспортных средств, аналогичны многотопливной АЗС.