Выступление депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - председателя Комитета Государственной Думы по собственности Виктора Семеновича Плескачевского
Институт саморегулирования – это классический механизм гражданского общества в предпринимательской среде. Этот механизм обеспечивает дополнительный надзор и контроль по отношению к государственному регулированию. Такая форма надзора гораздо эффективнее, чем надзор со стороны чиновников. Основная цель саморегулируемых организаций состоит в том, чтобы «мягко и деликатно принять на себя миссию государственных органов» в сфере контроля и надзора за деятельностью бизнеса. Однако до сегодняшнего дня при декларировании сокращения избыточных государственных функций и перевода целого ряда отраслей на саморегулирование серьезных изменений не произошло. Так, в 2003 году было ликвидировано около 5 тыс. избыточных государственных функций, однако с тех пор практически все они были возвращены соответствующим министерствам и ведомствам, в результате чего власть осталась «монопольной». Я уверен в необходимости появления «оппонента» для власти в лице СРО, причем оппонента квалифицированного, а не просто противовеса государства.
Законодательная база для деятельности саморегулируемых организаций в РФ разрабатывается и расширяется, благодаря тому, что базовый закон уже действует. В дальнейшем в него будет внесен целый ряд изменений и дополнений, прежде всего они обяжут все юридические лица, использующие в своих названиях и уставе понятия, связанные с саморегулированием, исключить их, если не были пройдены необходимые процедуры регистрации в качестве СРО. Кроме того, предстоит внести изменения в специальные законы, которые будут связаны с регулированием СРО. Также будут подготовлены законопроекты о саморегулировании в отдельных отраслях. В ближайшие годы минимум 10 видов деятельности будут переведены на саморегулирование.
В настоящее время модель СРО в России уже действует и более того, я считаю, что модель СРО опережает то, что существует в Европе. Мы сегодня достроили эту конструкцию. Есть государство, и есть муниципалитет, который в системе административных отношений является продолжением государственной власти. А СРО - негосударственное объединение, оно является продолжением отраслевого регулирования отношений. У государства свои компетенции, более общие, а у СРО - свои.
СРО регулирует отношения в сфере производства товаров и услуг. Необходимы ассоциации производителей, и необходимы ассоциации потребителей. Но, строго говоря, многие СРО производителей одновременно являются и институтами потребителей. Оценщики для страховщиков, в чем-то страховщики для оценщиков. И есть так называемый конкретный потребитель.
В итоге потребители и производители в организованной форме, в рамках своих дискуссий и претензий должны создавать под надзором государства оптимальное поле для регулирования.
И не в Роспотребнадзор надо звонить, когда нарушены ваши права, а в соответствующую ассоциацию. И не чиновники должны вас защищать, а представители ассоциации.
Классическая модель выглядит следующим образом: институты потребителей и институты производителей взаимодействуют между собой, а государство - надзорный орган за этими отношениями.
Деятельность ассоциации производителей построена по принципу риска ответственности коллектива. По этой причине кто угодно стать членом саморегулируемой ассоциации не может. Если член ассоциации причинит ущерб потребителю, то платить за него придется и профессиональному сообществу. Максимум два раза нерадивый член СРО сможет нанести ущерб своей ассоциации. А потом его просто исключат из СРО и забудут. А он лишится не только членства в соответствующей СРО, ему и из профессии придется уйти. Поэтому государственная система лицензирования и общественная система СРО просто несопоставимы.
Компенсационный фонд - сердце СРО. Но мы понимаем, что не все производители готовы вложить деньги в механизм предоставления гарантированных обязательств. Аналогичным механизмом, хотя и в более искаженном варианте, является Агентство по страхованию вкладов. Все банки в обязательном порядке отчисляют туда свои взносы на тот случай, если какой-то банк не исполнит свои обязательства. Разница состоит в том, что для банков этот платеж является, по сути, налогом и, в то же время фонд обязательного банковского резерва не является механизмом материальной ответственности за каждого своего члена. Однако, материальная ответственность производителей обязательно должна быть - хотя бы для того, чтобы оформить ответственность перед потребителями и в этом смысле работоспособность механизма компенсационного фонда СРО трудно переоценить.
В заключении скажу: мы считаем, что СРО - пионер развития новых общественных отношений и реальный регулятор в рыночных отношениях.