Проект ФГУ ВНИИПО МЧС России
от 07.08.2009г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О добровольной пожарной охране"
Принят Государственной Думой "_____" __________ 2009 года.
Одобрен Советом Федерации "_____" __________ 2009 года
Настоящий Федеральный закон определяет общие организационно-правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности общественных объединений пожарной охраны на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), государственно-общественными и общественными объединениями пожарной охраны, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, а также устанавливает права, обязанности и ответственность добровольных пожарных, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты добровольных пожарных, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в предупреждении и тушении пожаров, проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ, и членов их семей.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
добровольная пожарная охрана (ДПО) – совокупность сил и средств государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны, созданных по инициативе граждан и (или) юридических лиц, объединившихся для участия в деятельности по предупреждению и (или) тушению пожаров;
добровольный пожарный - гражданин, являющийся членом или участником государственно-общественного или общественного объединения пожарной охраны и осуществляющий деятельность по предупреждению и (или) тушению пожаров в форме безвозмездного труда в оперативных подразделениях пожарной охраны;
структурные подразделения добровольной пожарной охраны – обособленные подразделения общественных объединений пожарной охраны;
оперативные подразделения пожарной охраны - подразделения различных видов пожарной охраны, принимающие непосредственное участие в предупреждении и (или) тушении пожаров;
добровольная пожарная команда (ДПК) - оперативное подразделение добровольной пожарной охраны, на вооружении которого имеются пожарные машины;
добровольная пожарная дружина (ДПД) - оперативное подразделение добровольной пожарной охраны, не имеющее на вооружении пожарных машин;
добровольная дружина юных пожарных (ДЮП) - детское подразделение добровольной пожарной охраны, не имеющее на вооружении пожарных машин; созданное в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на организацию предупреждения и тушения пожаров;
члены ДПД, ДПК - добровольные пожарные, осуществляющие деятельность по предупреждению и тушению пожаров в составе добровольной пожарной дружины (команды);
статус добровольного пожарного - совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности добровольных пожарных, установленных настоящим федеральным законом, иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации;
пожарные машины - транспортные или транспортируемые средства, предназначенные для тушения пожаров, выполнения связанных с ними аварийно-спасательных работ и обеспечения деятельности пожарной охраны.
Статья 2. Предмет регулирования настоящего федерального закона
Предметом регулирования настоящего федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений пожарной охраны, государственно-общественных объединений пожарной охраны и подразделений добровольной пожарной охраны. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых настоящим федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Статья 3. Основные принципы создания и деятельности добровольной пожарной охраны
Создание и деятельность добровольной пожарной охраны осуществляется в соответствии с принципами:
равенства перед законом общественных объединений, независимо от их организационно-правовых форм;
добровольности, равноправия, самоуправления и законности деятельности добровольной пожарной охраны;
свободы в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности;
гласности и общедоступности информации о деятельности добровольной пожарной охраны;
постоянной готовности подразделений добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных к оперативному реагированию на пожары и проведению работ по их ликвидации;
приоритетности спасения людей при пожарах;
оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении работ по тушению пожаров;
Статья 4. Правовые основы создания и деятельности общественных объединений пожарной охраны
Правовыми основами создания и деятельности общественных объединений пожарной охраны являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральный закон "О пожарной безопасности", федеральный закон "Об общественных объединениях", федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", настоящий Федеральный закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Правовые и социальные гарантии добровольных пожарных, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Статья 5. Государство и добровольная пожарная охрана
Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны, равно как и вмешательство общественных объединений пожарной охраны в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны, оказывает финансовую и материально-техническую помощь при осуществлении их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ, предусматривает систему мер по правовой и социальной защите добровольных пожарных и членов их семей. Государственная поддержка добровольной пожарной охраны выражается в виде целевого финансирования федеральных и региональных программ в области организации и совершенствования деятельности добровольной пожарной охраны по заявкам государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны (государственные гранты); заключении различного вида договоров, в том числе на выполнение работ и оказания услуг в области пожарной безопасности; отдачи предпочтения (при прочих равных условиях) государственно-общественным и общественным объединениям пожарной охраны при размещении государственного заказа на выпуск пожарно-технической продукции и выполнении различных государственных программ на конкурсной основе.
Вопросы, затрагивающие интересы государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с обязательным участием общественных объединений пожарной охраны или по согласованию с ними.
Государственная поддержка общероссийских и межрегиональных детских объединений добровольной пожарной охраны осуществляется в отношении объединений, являющихся юридическими лицами не менее одного года с момента их государственной регистрации и насчитывающих в своих рядах не менее трех тысяч членов.
На работников государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании. На сотрудников федеральной противопожарной службы, осуществляющих свою деятельность на различных должностях в государственно-общественных объединениях пожарной охраны, распространяется законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел.
Глава 2. Добровольная пожарная охрана
Статья 6. Виды общественных объединений пожарной охраны
Добровольная пожарная охрана состоит из:
общественных объединений пожарной охраны;
государственно-общественных объединений пожарной охраны;
Под общественным объединением пожарной охраны понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое, основанное на членстве формирование граждан, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации по инициативе граждан и (или) юридических лиц, объединившихся на основе общности интересов в целях решения уставных задач в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны.
Под государственно-общественным объединением пожарной охраны понимается общественное объединение пожарной охраны, созданное при участии государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и органов управления государственной противопожарной службы.
Общественные объединения пожарной охраны могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
общественная организация;
общественное учреждение.
Государственно-общественные объединения пожарной охраны могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
государственно-общественная организация;
государственно-общественный фонд;
государственно-общественное учреждение.
Государственно-общественные объединения пожарной охраны создаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и (или) органами управления государственной противопожарной службы.
Порядок организации, реорганизации, ликвидации государственно-общественных объединений пожарной охраны, условия осуществления их деятельности определяются уставом (для государственно-общественных объединений, подлежащих государственной регистрации), разработанным в соответствии с законодательством Российской Федерации, или соответствующими положениями, утверждаемыми их учредителями.
Положение о государственно-общественном объединении пожарной охраны должно содержать:
наименование государственно-общественного объединения;
цели, задачи, направления деятельности и границы территории деятельности государственно-общественного объединения;
структуру государственно-общественного объединения;
функции и полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управление государственной противопожарной службы по руководству деятельностью государственно-общественного объединения, организационно-правовую форму и структуру (взаимоподчиненность) его руководящих органов;
порядок взаимодействия государственно-общественного объединения с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами управления государственной противопожарной службы;
порядок вступления в члены государственно-общественного объединения и исключения из него;
права, обязанности и ответственность членов государственно-общественного объединения;
меры поощрения и взыскания, применяемые к членам государственно-общественного объединения;
форма удостоверения члена государственно-общественного объединения;
порядок создания и ликвидации государственно-общественного объединения.
Ликвидация органов управления государственно-общественных объединений осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для государственных учреждений.
Статья 7. Цель и задачи добровольной пожарной охраны
Добровольная пожарная охрана создается в целях объединения граждан для участия в деятельности по обеспечению пожарной безопасности, а также для защиты законных прав и интересов членов добровольной пожарной охраны.
Основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:
участие в предупреждении пожаров;
участие в тушении пожаров.
Статья 8. Функции добровольной пожарной охраны
В соответствии с возложенными задачами добровольной пожарной охраной осуществляет следующие основные функции:
формирование общественного сознания и гражданской позиции населения в области пожарной безопасности, привлечение его к деятельности по предупреждению и тушению пожаров;
содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления и организациям в обеспечении пожарной безопасности населенных пунктов, предприятий и организаций;
проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
обеспечение обучения и повышения квалификации членов добровольной пожарной охраны;
создание и обеспечение деятельности подразделений добровольной пожарной охраны;
выполнение работ и услуг в области пожарной безопасности;
участие в предстраховой экспертизе противопожарного состояния имущества организаций, подлежащих обязательному противопожарному страхованию;
осуществление общественного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в организациях и населенных пунктах в согласованном с федеральной противопожарной службой порядке;
участие в деятельности пожарно-технических комиссий на предприятиях, в организациях;
осуществление издательской деятельности в области пожарной безопасности;
участие в организации, финансировании и материально-техническом обеспечении добровольных дружин юных пожарных, а также в проведении других мероприятий в области пожарной безопасности с детьми;
участие в организации и финансовом обеспечении соревнований по пожарно-прикладному спорту, а также пожарно-технических, литературных, художественных и иных конкурсов по тематике в области пожарной безопасности;
учреждение и вручение специальных премий и наград общественных объединений пожарной охраны за выдающиеся достижения в обеспечении пожарной безопасности;
развитие международного сотрудничества в области пожарной безопасности;
участие в финансировании мероприятий по обеспечению правовой и социальной защищенности личного состава пожарной охраны;
участие в несении службы подразделений государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны;
тушение пожаров в населенных пунктах и на предприятиях силами и средствами оперативных подразделений добровольной пожарной охраны;
осуществление предпринимательской деятельности, необходимой для достижения целей и (или) соответствующей целям добровольной пожарной охраны.
Статья 9. Общественные организации пожарной охраны
В форме общественной организации создаются добровольные пожарные общества, которые являются основанными на членстве общественными объединениями, созданными на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей в области пожарной безопасности объединившихся граждан.
Членами добровольных пожарных обществ могут быть физические лица, юридические лица - общественные объединения пожарной охраны.
Добровольные пожарные общества, подлежат обязательной государственной регистрации. Высшим руководящим органом указанных организаций является съезд (конференция). Постоянным действующим руководящим органом этих организаций является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции), который осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
При создании общественных организаций пожарной охраны учредители данных общественных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности членов общественной организации.
Статья 10. Общественные учреждения пожарной охраны
В форме общественных учреждений создаются добровольные пожарные команды (дружины), которые являются не имеющими членства общественными объединениями, ставящими своей целью участие в предупреждении и тушении пожаров в организации (объектовые добровольные пожарные команды (дружины)) в соответствии с уставом (положением) указанного объединения.
Добровольные пожарные команды (дружины) создаются по месту работы или учебы граждан и финансируются собственником организации.
Участники добровольной пожарной команды (дружины) в обязательном порядке оформляют условия своего участия в деятельности общественного учреждения.
Регистрация добровольной пожарной команды (дружины) осуществляется по усмотрению учредителей подразделения добровольной пожарной охраны.
Учредителями добровольной пожарной команды (дружины) могут быть собственники имущества организаций и (или) их руководители.
Управление добровольной пожарной дружиной и ее имуществом осуществляется руководителем добровольной пожарной команды (дружины), назначаемым на должность и освобождаемым от нее учредителем (учредителями).
Руководитель добровольной пожарной команды (дружины) имеет право совещательного голоса при учредителе (учредителях).
Статья 11. Государственно-общественные организации пожарной охраны
В форме государственно-общественной организации создаются союзы (ассоциации) пожарной охраны, которые являются основанными на членстве общественными объединениями, созданными на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей в области пожарной безопасности объединившихся граждан и юридических лиц – общественных объединений пожарной охраны.
Членами союзов (ассоциаций) пожарной охраны могут быть физические лица – добровольные пожарные, юридические лица – государственно-общественные и общественные объединения пожарной охраны. Членами союзов (ассоциаций) пожарной охраны, кроме того, могут быть юридические лица, осуществляющие выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности.
Союзы (ассоциации) пожарной охраны подлежат обязательной государственной регистрации. Высшим руководящим органом указанных организаций является съезд (конференция). Постоянным действующим руководящим органом этих организаций является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции), который осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
При создании государственно-общественных организаций пожарной охраны учредители данных общественных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности членов государственно-общественной организации.
Статья 12. Государственно-общественные фонды пожарной охраны
В форме государственно-общественного фонда государственно-общественного объединения пожарной охраны создается фонд пожарной безопасности, который является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, созданное с целью формирования имущества на основе добровольных взносов и пожертвований, обязательных отчислений страховых организаций из сумм страховых платежей по противопожарному страхованию, иных не запрещенных законом поступлений и использования данного имущества на цели обеспечения пожарной безопасности.
Фонд пожарной безопасности учреждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Учредитель и управляющие имуществом фонда пожарной безопасности вправе использовать данное имущество на уставные цели в области пожарной безопасности.
Фонды пожарной безопасности подлежат обязательной государственной регистрации и осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Руководящий орган фонда пожарной безопасности формируется его учредителем и (или) участниками, либо решением учредителя, принятым в виде персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции).
Руководящий орган фонда пожарной безопасности осуществляет права юридического лица от имени фонда и исполняет его обязанности в соответствии с уставом фонда.
Статья 13. Государственно-общественные учреждения пожарной охраны
В форме государственно-общественных учреждений создаются добровольные пожарные команды, которые являются не имеющими членства общественными объединениями, ставящими своей целью участие в предупреждении и тушении пожаров на территории городских и сельских поселений (территориальные добровольные пожарные команды) в соответствии с уставом (положением) указанного объединения.
Участники добровольной пожарной команды в обязательном порядке оформляют условия своего участия в деятельности государственно-общественного учреждения.
Государственно-общественные учреждения подлежат обязательной государственной регистрации и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Управление добровольной пожарной командой и ее имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями) и определяющими содержание деятельности государственно-общественного учреждения.
Учредителями добровольной пожарной команды могут быть органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы управления Государственной противопожарной службы и (или) юридические лица - общественные организации добровольной пожарной охраны.
Руководитель добровольной пожарной команды назначается на должность и освобождается от нее решением учредителей.
Для координации деятельности территориальных добровольных пожарных команд на территории субъектов Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности создаются органы управления в организационно-правовой форме государственного учреждения. Орган управления государственно-общественного объединения осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом, утверждаемым его учредителями.
Для осуществления руководства и обеспечения взаимодействия с другими видами пожарной охраны к территориальными добровольными пожарным командам и их органам управления могут быть прикомандированы сотрудники и (или) работники Государственной противопожарной службы.
Статья 14 Члены и участники добровольной пожарной охраны
Членами добровольной пожарной охраны являются физические лица, юридические лица – государственно-общественные или общественные объединения пожарной охраны и юридические лица, осуществляющие работы и услуги в области пожарной безопасности, чья заинтересованность в совместном решении задач добровольной пожарной охраны в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.
Участниками добровольной пожарной охраны являются физические, юридические лица - государственно-общественные или общественные объединения пожарной охраны и юридические лица, осуществляющие работы и услуги в области пожарной безопасности, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности с обязательным оформлением условий своего участия. Участники добровольной пожарной охраны – физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности, установленные уставом (положением) объединения.
Условия участия добровольного пожарного или юридического лица в деятельности подразделений добровольной пожарной охраны устанавливаются гражданско-правовым договором на выполнение им работ по предупреждению и (или) тушению пожаров.
Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, наравне с гражданами Российской Федерации могут быть членами и участниками государственно-общественных и общественных объединений добровольной пожарной охраны.
Добровольные пожарные обязаны быть членами или участниками государственно-общественных или общественных объединений пожарной охраны.
Членам государственно-общественных или общественных объединений пожарной охраны выдаются удостоверения (членские билеты) установленного образца.
Члены государственно-общественных или общественных объединений пожарной охраны имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы государственно-общественного или общественного объединения пожарной охраны, а также контролировать деятельность руководящих органов этого объединения в соответствии с его уставом.
Члены государственно-общественных или общественных объединений пожарной охраны имеют права и обязанности, определенные уставом (положением) государственно-общественного или общественного объединения пожарной охраны. В случае несоблюдения указанных обязанностей они могут быть исключены из общественного объединения в порядке, установленном в уставе.
При исключении юридических лиц и граждан из членов государственно-общественных или общественных объединений пожарной охраны они не вправе оставаться учредителями этих организаций.
Юридические лица – члены государственно-общественных или общественных объединений пожарной охраны обязаны уплачивать членские взносы в объеме и порядке, определяемых уставом соответствующего объединения.
Граждане - члены государственно-общественных или общественных объединений пожарной охраны освобождаются от уплаты членских взносов, если иное не установлено уставом соответствующего объединения.
Статья 15. Личный состав добровольной пожарной охраны
Личный состав добровольной пожарной охраны включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях работников государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны, а также добровольных пожарных.
Добровольными пожарными могут быть граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и моральным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с предупреждением и (или) тушением пожаров.
Кандидаты в добровольные пожарные подлежат обязательному предварительному медицинскому осмотру (обследованию).
Членами добровольных дружин юных пожарных могут быть граждане в возрасте от десяти до восемнадцати лет, изъявившие желание участвовать в деятельности дружин юных пожарных, способные по своим моральным качествам и состоянию здоровья участвовать в деятельности по предупреждению пожаров.
Работниками оперативных подразделений добровольной пожарной охраны могут быть граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с предупреждением и (или) тушением пожаров.
Работниками государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны, деятельность которых не связана с участием в тушении пожаров, могут быть граждане, которые по возрасту и состоянию здоровья отвечают требованиям законодательства Российской Федерации о труде.
На работников добровольной пожарной охраны, работающих по найму, распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде, федеральными законами.
На добровольных пожарных и работников оперативных подразделений добровольной пожарной охраны, охраняющих от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные законодательством Российской Федерации для работников этих организаций.
Штатные работники государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с законодательством Российской Федерации в профессиональные союзы.
В своей деятельности по обеспечению пожарной безопасности личный состав добровольной пожарной охраны не может быть ограничен решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели.
Штатным работникам оперативных подразделений добровольной пожарной охраны в подтверждение их полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Для личного состава добровольной пожарной охраны органом управления государственно-общественных объединений пожарной охраны субъектов Российской Федерации могут быть установлены знаки отличия и форма одежды.
Штатным работникам оперативных подразделений добровольной пожарной охраны, назначаемым на должности, замещаемые сотрудниками Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсии, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в оперативных подразделениях добровольной пожарной охраны, в том числе и до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статья 16. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны
Финансовое обеспечение деятельности оперативных подразделений добровольной пожарной охраны по охране городских и сельских поселений, в том числе по региональным целевым программам в области пожарной безопасности, планируется и осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции целевым назначением.
Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны отражаются отдельной строкой в соответствующих бюджетах.
Оперативные подразделения добровольной пожарной охраны, охраняющие от пожаров организации, содержатся за счет средств этих организаций, а также за счет средств юридических лиц - общественных организаций пожарной охраны, других законных источников финансирования.
Установленные федеральными законами обязательные отчисления на цели обеспечения пожарной безопасности направляются в государственно-общественный фонд пожарной безопасности и расходуются целевым назначением, в том числе, на создание и содержание подразделений добровольной пожарной охраны по защите городских и сельских поселений.
Материально-техническое обеспечение оперативных подразделений добровольной пожарной охраны осуществляется их учредителями или самостоятельно на средства учредителей по нормам, установленным для подразделений Государственной противопожарной службы.
Взносы и пожертвования юридических лиц и граждан на создание и содержание оперативных подразделений добровольной пожарной охраны, а также на решение вопросов социальной защищенности добровольных пожарных и штатных работников оперативных подразделений добровольной пожарной охраны изымаются из налогооблагаемой базы указанных лиц для расчета налога на прибыль.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации предоставляют в безвозмездное пользование оперативным подразделениям добровольной пожарной охраны необходимые для осуществления их функций служебные помещения, автотранспортные средства, оргтехнику и средства связи.
Статья 17. Имущество оперативных подразделений добровольной пожарной охраны
Имущество оперативных подразделений добровольной пожарной охраны - движимое и недвижимое имущество, необходимое для выполнения возложенных на подразделение задач и определенное перечнем, утвержденным в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Имущество оперативных подразделений добровольной пожарной охраны формируется посредством передачи имущества учредителем в оперативное управление подразделению, а также на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом (положением), добровольных взносов и пожертвований, поступлений от проводимых в соответствии с уставом мероприятий, доходов от предпринимательской деятельности, гражданско-правовых сделок и других не запрещенных законом поступлений.
Органы местного самоуправления и организации, на территории которых создаются оперативные подразделения добровольной пожарной охраны и учредителями которых они являются, в обязательном порядке предоставляют в пользование и оперативное управление указанным подразделениям здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, и другое необходимое имущество в соответствии с установленными Государственной противопожарной службой нормами.
Оперативные подразделения добровольной пожарной охраны могут иметь в собственности имущество лишь в случае их государственной регистрации в качестве юридического лица. Оперативные подразделения добровольной пожарной охраны - юридические лица могут создавать и приобретать за счет собственных средств имущество только для достижения уставных целей.
Учредитель (учредители) оперативных подразделений добровольной пожарной охраны - собственник (собственники) имущества, передаваемого добровольной пожарной дружине или добровольной пожарной команде вправе изъять излишнее, не используемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Субъекты права собственности на имущество в государственно-общественных и общественных организациях, а также и государственно-общественных фондах пожарной охраны определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 3. Статус штатных работников оперативных подразделений добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных
Статья 18. Регистрация добровольных пожарных
Добровольные пожарные подлежат обязательной регистрации в реестре добровольных пожарных.
Реестр добровольных пожарных ведется постоянно действующими руководящими органами государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны. Реестр добровольных пожарных субъектов Российской Федерации ведется соответствующими государственными учреждениями, созданными для координации деятельности различных видов пожарной охраны на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
Порядок ведения федерального реестра добровольных пожарных определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Статья 19. Исключение граждан из числа добровольных пожарных
Граждане исключаются из числа добровольных пожарных с внесением соответствующих изменений в реестр добровольных пожарных по следующим основаниям:
личное заявление гражданина;
отказ от выполнения распоряжения руководителя тушения пожаров;
невыполнение или ненадлежащее выполнение распоряжений руководителей подразделений добровольной пожарной охраны;
несоответствие деловых и моральных качеств, а также состояния здоровья требованиям, установленным для добровольных пожарных;
достижение предельно допустимого возраста несения службы в оперативных подразделениях добровольной пожарной охраны (шестидесяти лет для мужчин и пятидесяти пяти лет для женщин);
неоднократные пропуски дежурств в оперативном подразделении добровольной пожарной охраны без уважительной причины в течение года;
пропуск двадцати и более процентов дежурств в течение года в оперативных подразделениях добровольной пожарной охраны по болезни;
вступление в законную силу приговора суда за совершенное уголовное преступление;
наложение административного взыскания за нарушение требований пожарной безопасности;
призыв на действительную военную службу.
Статья 20. Права добровольных пожарных и штатных работников оперативных подразделений добровольной пожарной охраны
Добровольные пожарные и штатные работники оперативных подразделений добровольной пожарной охраны имеют право:
участвовать совместно с государственным инспектором по пожарному надзору (при наличии удостоверения внештатного инспектора по пожарному надзору) в проведении обследований и проверок объектов на соответствующей территории муниципального образования или организации;
участвовать самостоятельно или в составе оперативного подразделения добровольной пожарной охраны в иной деятельности по предупреждению и тушению пожаров;
информировать о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности администрацию организаций, органы местного самоуправления и территориальные подразделения Государственной противопожарной службы;
вносить в органы местного самоуправления, администрацию организаций предложения по повышению уровня пожарной безопасности в населенных пунктах и в организациях;
нести службу в оперативных подразделениях добровольной пожарной охраны и подразделениях Государственной противопожарной службы;
проникать при тушении пожаров в здания, сооружения и помещения, иные места распространения (возможного распространения) пламени и иных опасных факторов пожара;
получать боевую одежду и специальное снаряжение, необходимые для осуществления работ по тушению пожаров по нормам, установленным для соответствующих должностей в подразделениях Государственной противопожарной службы.
Права членов добровольных дружин юных пожарных устанавливаются положениями о них, разработанными и утвержденными учредителями этих организаций.
Статья 21. Обязанности добровольных пожарных и штатных работников оперативных подразделений добровольной пожарной охраны
Добровольные пожарные и штатные работники оперативных подразделений добровольной пожарной охраны обязаны:
обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме, предусмотренном программой первоначальной подготовки пожарных и совершенствовать свое мастерство;
прибыть в подразделение добровольной пожарной охраны или к месту пожара при получении сообщения о пожаре от диспетчера соответствующего подразделения;
участвовать в деятельности оперативных подразделений добровольной пожарной охраны;
нести службу в подразделениях добровольной пожарной охраны, членами или участниками которых они являются, в соответствии с графиком, утвержденным руководителем соответствующего подразделения добровольной пожарной охраны, по согласованию с руководителем организации по месту основной работы (учебы) добровольного пожарного;
соблюдать установленный порядок несения службы в подразделениях добровольной пожарной охраны, дисциплину и правила охраны труда;
бережно относиться к имуществу пожарной охраны, содержать в исправном состоянии вверенное снаряжение, пожарно-техническое вооружение и оборудование;
выполнять законные распоряжения должностных лиц Государственной противопожарной службы при осуществлении работ по предупреждению и тушению пожаров;
соблюдать общепризнанные принципы и нормы поведения.
Обязанности членов добровольных дружин юных пожарных устанавливаются положениями о них, разработанными и утвержденными учредителями этих организаций.
Статья 22. Ответственность добровольных пожарных и штатных работников оперативных подразделений добровольной пожарной охраны
Добровольные пожарные, причинившие при тушении пожаров в условиях крайней необходимости и обоснованного риска материальный ущерб имуществу граждан и организаций, а также вред здоровью граждан, освобождаются от его возмещения в соответствии с действующим законодательством.
За материальный ущерб, причиненный имуществу оперативного подразделения пожарной охраны, добровольные пожарные и штатные работники оперативных подразделений добровольной пожарной охраны привлекаются к материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 23. Материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных
На время несения службы и прохождения первоначальной подготовки за добровольными пожарными сохраняется среднемесячная заработная плата (стипендия) по месту основной работы (учебы). Расходы организаций по выплате заработной платы указанным лицам за время дежурства в оперативных подразделениях (в рабочее время по месту их основной работы) возмещаются им за счет средств, выделенных учредителями на содержание указанных подразделений в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Добровольным пожарным, добросовестно исполняющим обязанности по несению службы в оперативных подразделениях добровольной пожарной охраны, по решению руководителей этих подразделений может быть выплачено денежное вознаграждение и (или) вручены ценные подарки и награды.
Периодичность материального стимулирования добровольных пожарных и размеры денежных вознаграждений (ценных подарков) устанавливаются руководителями соответствующих оперативных подразделений добровольной пожарной охраны в зависимости от суммы средств, выделенных на содержание подразделения и личного вклада добровольных пожарных в результаты деятельности подразделения.
Граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о пригодности к несению службы в качестве добровольного пожарного, а также для восстановления здоровья, утраченного при тушении пожара или во время несения службы в оперативных подразделениях добровольной пожарной охраны, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы или стипендии по месту учебы в размере, установленном для соответствующего учебного заведения, в том же порядке им возмещаются расходы, связанные с оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) до места проведения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения и обратно, а также командировочные расходы.
Учредители оперативных подразделений добровольной пожарной охраны вправе устанавливать дополнительные формы материального стимулирования добровольных пожарных.
Статья 24. Режим несения службы и отдыха добровольных пожарных и штатных работников оперативных подразделений добровольной пожарной охраны
Режим несения службы и отдыха добровольных пожарных определяется правилами внутреннего распорядка оперативного подразделения добровольной пожарной охраны, графиками дежурств, расписаниями занятий или иных мероприятий по специальной подготовке.
Время дежурства добровольных пожарных на дому или по месту основной работы (учебы) в режиме ожидания учитывается в размере одной четвертой часа за каждый час дежурства.
Общая продолжительность еженедельного рабочего времени и времени несения службы в оперативных подразделениях добровольной пожарной охраны, как правило, не должна превышать шестидесяти пяти часов еженедельного рабочего времени.
Привлечение граждан к исполнению обязанностей добровольных пожарных сверх установленной продолжительности еженедельного рабочего времени допускается с их согласия и компенсируется денежным вознаграждением. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения гражданами обязанностей добровольных пожарных сверх установленной продолжительности еженедельного рабочего времени суммируется и предоставляется добровольным пожарным в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены к их основному отпуску по согласованию с руководителем организации по месту основной работы добровольных пожарных.
Добровольным пожарным при суточном несении службы предоставляется не менее четырех часов для сна и двух часов для личных потребностей.
Независимо от режима несения службы добровольными пожарными и их работы по основному месту работы (учебы) добровольным пожарным предоставляется не менее одних полных суток отдыха еженедельно.
Режим несения службы и отдыха штатных работников оперативных подразделений добровольной пожарной охраны устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Статья 25. Страховые гарантии добровольных пожарных и штатных работников оперативных подразделений добровольной пожарной охраны
Личное страхование добровольных пожарных производится оперативными подразделениями добровольной пожарной охраны, в составе которых они осуществляют несение службы, за счет средств, выделенных на их содержание.
Страхование добровольных пожарных производится после зачисления их в реестр добровольных пожарных в случае привлечения их в индивидуальном порядке либо в составе оперативных подразделений добровольной пожарной охраны к проведению работ по тушению пожаров.
Объектами страхования являются жизнь и здоровье добровольных пожарных и штатных работников оперативных подразделений добровольной пожарной охраны.
Страховщиками по личному страхованию (далее - страховщики) добровольных пожарных и штатных работников оперативных подразделений добровольной пожарной охраны могут быть страховые организации, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление данного вида страхования и заключившие со страхователями договоры личного страхования.
Страхователями по личному страхованию (далее - страхователи) добровольных пожарных и штатных работников оперативных подразделений добровольной пожарной охраны являются оперативные подразделения добровольной пожарной охраны и (или) их учредители.
Застрахованными по договору личного страхования (далее - застрахованные лица) являются добровольные пожарные и штатные работники оперативных подразделений добровольной пожарной охраны.
Выгодоприобретателями по договорам личного страхования (далее - выгодоприобретатели) помимо застрахованных лиц в случае гибели (смерти) застрахованного лица являются супруг (супруга), состоящий (состоящая) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним, родители (усыновители) застрахованного лица, дедушка и бабушка застрахованного лица - при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет, отчим и мачеха застрахованного лица - при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет, дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, до окончания обучения или до достижения ими 23 лет, подопечные застрахованного лица.
Страховыми случаями при осуществлении личного страхования (далее - страховые случаи) добровольных пожарных и штатных работников оперативных подразделений добровольной пожарной охраны являются:
гибель (смерть) застрахованного лица во время несения службы в оперативном подразделении добровольной пожарной охраны;
установление застрахованному лицу инвалидности в период нахождения его в реестре добровольных пожарных или исполнения им обязанностей по штатной должности в оперативном подразделении добровольной пожарной охраны вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в результате участия в тушении пожаров в период исполнения им обязанности добровольного пожарного или по должности соответственно;
получение застрахованным лицом во время несения службы в оперативном подразделении добровольной пожарной охраны тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии);
исключение граждан из реестра добровольных пожарных или увольнение со штатной должности в оперативном подразделении добровольной пожарной охраны по состоянию здоровья вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в результате участия в тушении пожаров в период нахождения их в реестре добровольных пожарных или исполнения ими обязанностей по штатной должности в оперативном подразделении добровольной пожарной охраны.
Размеры страховых сумм по договорам личного страхования определяются руководителем оперативного подразделения добровольной пожарной охраны исходя их объема средств, выделенных на содержание подразделения или заработанных им в результате предпринимательской деятельности, разрешенной уставом (положением), но не менее суммы, установленной для работников Государственной противопожарной службы.
Договор заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица - застрахованного лица (выгодоприобретателя).
Порядок, размеры страхового возмещения и условия его выплаты определяются договором личного страхования добровольных пожарных и штатных работников оперативных подразделений добровольной пожарной охраны.
Организации, государственно-общественные и общественные объединения добровольной пожарной охраны, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут предусматривать дополнительные выплаты в случае гибели, получения увечий добровольными пожарными при осуществлении деятельности, предусмотренной настоящим законом.
Сумма средств, израсходованных на страхование добровольных пожарных, относится на себестоимость выполняемых оперативными подразделениями добровольной пожарной охраны, государственно-общественными и общественными объединениями пожарной охраны работ и услуг или на себестоимость продукции, производимой учредившими их юридическими лицами.
Статья 26. Компенсации и льготы добровольным пожарным и штатным работникам оперативных подразделений добровольной пожарной охраны
Добровольные пожарные и штатные работники оперативных подразделений добровольной пожарной охраны по охране городских и сельских поселений имеют право на:
установку телефона в первоочередном порядке и на льготных условиях по представлению Государственной противопожарной службы;
компенсацию за проезд к месту несения службы и обратно на автомобильном и железнодорожном транспорте общего пользования (кроме такси) в сельской местности;
компенсацию за использование средств мобильной связи в служебных целях;
компенсацию за использование, износ (амортизацию) личного автотранспорта и мототранспорта в служебных целях, а также возмещение расходов, связанные с их использованием;
компенсацию в размере пособия по временной нетрудоспособности до двух месяцев подряд, приобретенной во время несения службы в оперативном подразделении добровольной пожарной охраны в размере ста процентов среднего заработка по месту основной работы;
льготы по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
денежную компенсацию (вознаграждение) за исполнение обязанностей добровольных пожарных сверх установленной продолжительности еженедельного рабочего времени.
Размер и порядок выплаты компенсации определяется гражданско-правовым договором на выполнение добровольным пожарным работ по предупреждению и (или) тушению пожаров.
Кроме того, добровольные пожарные и штатные работники оперативных подразделений добровольной пожарной охраны по охране городских и сельских поселений, находящиеся в реестре добровольных пожарных или исполняющие обязанности по штатной должности 5 и более лет имеют право на:
первоочередное поступление в пожарно-технические образовательные учреждения по представлению органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи про предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации;
компенсацию по оплате общей жилой площади, занимаемой на условиях социального найма в размере 80 процентов квартирной платы, а также предоставление скидки в размере 80 процентов с установленной платы за пользование телефоном, радио и коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых) и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 80 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Добровольные пожарные и штатные работники оперативных подразделений добровольной пожарной охраны по охране организаций, находящиеся в реестре добровольных пожарных или исполняющие обязанности по штатной должности 5 и более лет имеют право на:
получение жилой площади в домах, построенных за счет средств организации, в первоочередном порядке при признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий;
пятидесяти процентную скидку по оплате коммунальных услуг, предоставляемых этой организацией;
предоставление одного раза в 2 года путевок в санатории, дома отдыха, пансионаты и другие оздоровительные учреждения этой организации;
предоставление ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать дополнительные компенсации и льготы для стимулирования деятельности добровольных пожарных и штатных работников соответствующих оперативных подразделений добровольной пожарной охраны.
Статья 27. Социальная защита членов семей добровольных пожарных и штатных работников оперативных подразделений добровольной пожарной охраны
К членам семей добровольных пожарных и штатных работников оперативных подразделений добровольной пожарной охраны, относятся:
супруга (супруг);
несовершеннолетние дети;
дети старше восемнадцати лет, ставшие инвалидами до достижении ими возраста восемнадцати лет;
дети в возрасте до двадцати трех лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
лица, находящиеся на иждивении добровольных пожарных и штатных работников оперативных подразделений добровольной пожарной охраны.
Члены семей добровольных пожарных и штатных работников оперативных подразделений добровольной пожарной охраны, погибших в период и вследствие участия в тушении пожаров, сохраняют в течение одного года право на льготы, которыми они, как члены его семьи, пользовались в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение членов семей добровольных пожарных и штатных работников оперативных подразделений добровольной пожарной охраны, по случаю потери кормильца осуществляется в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Семьи погибших (умерших) добровольных пожарных и штатных работников оперативных подразделений добровольной пожарной охраны, в результате их участия в тушении пожаров, нуждавшиеся в получении жилья (улучшении жилищных условий), сохраняют право на его получение (улучшение жилищных условий). Жилые помещения указанным семьям предоставляются не позднее чем через год со дня гибели (смерти) добровольных пожарных и штатных работников оперативных подразделений добровольной пожарной охраны.
Статья 28. О присвоении добровольным пожарным почетного звания "Заслуженный пожарный Российской Федерации"
Добровольным пожарным и штатным работникам оперативных подразделений пожарной охраны может быть присвоено почетное звание "Заслуженный пожарный Российской Федерации".
Присвоение почетного звания "Заслуженный пожарный Российской Федерации" производится Президентом Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности на основании ходатайства государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны.
Положение о почетном звании «Заслуженный пожарный Российской Федерации» утверждается Президентом Российской Федерации.
Глава 4. Организация службы оперативных подразделений добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных
Статья 29. Создание, реорганизация и ликвидация оперативных подразделений добровольной пожарной охраны и дружин юных пожарных
Оперативные подразделения добровольной пожарной охраны, по охране городских и сельских поселений (территориальные добровольные пожарные команды), создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления Государственной противопожарной службы и (или) юридическими лицами - общественными организациями добровольной пожарной охраны по их инициативе и (или) в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
Минимальная численность штатных работников указанных подразделений должна быть не менее 15 человек, а численность добровольных пожарных определяется объемом денежных средств выделенных на содержание добровольной пожарной команды.
Оперативные подразделения добровольной пожарной охраны, по охране от пожаров организаций, создаются собственниками имущества (руководителями) этих организаций по их инициативе и (или) в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Допускается создание одного объектового подразделения добровольной пожарной охраны несколькими организациями.
Перечень организаций, на которых в обязательном порядке создаются объектовые подразделения добровольной пожарной охраны, определяется Правительством Российской Федерации.
Добровольные дружины юных пожарных создаются по инициативе руководителей образовательных учреждений и юридических лиц - общественных организаций добровольной пожарной охраны, при наличии не менее трех детей в возрасте от десяти до восемнадцати лет, изъявивших желание принять участие в деятельности по предупреждению пожаров.
Решения о создании оперативного подразделения добровольной пожарной охраны, об утверждении устава (положения) о подразделении и о формировании руководящих органов принимаются его учредителями по своей инициативе. С момента принятия указанных решений оперативное подразделение добровольной пожарной охраны, считается созданным: осуществляет свою деятельность, приобретает права (за исключением прав юридического лица) и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом (положением) и другими нормативными документами.
Деятельность оперативных подразделений добровольной пожарной охраны, их структура и обязанности штатных работников и добровольных пожарных определяются уставом (положением) о подразделении. Устав (положение) оперативного подразделения добровольной пожарной охраны, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. В уставе (положении), наряду с другими вопросами, в обязательном порядке указываются права и обязанности учредителей подразделения.
Руководитель оперативного подразделения добровольной пожарной охраны, назначается приказом (решением) учредителей.
Оперативные подразделения добровольной пожарной охраны и дружины юных пожарных, подлежат обязательной регистрации в реестре оперативных подразделений пожарной охраны. Порядок ведения реестра оперативных подразделений пожарной охраны определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Реорганизация оперативных подразделений добровольной пожарной охраны и дружин юных пожарных осуществляется по единогласному решению их учредителей.
Ликвидация оперативных подразделений добровольной пожарной охраны и дружин юных пожарных осуществляется по единогласному решению их учредителей либо решением суда по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Имущество, оставшееся в результате ликвидации оперативного подразделения добровольной пожарной охраны или дружины юных пожарных, направляется на цели, предусмотренные его уставом (положением), либо, если отсутствуют соответствующие нормы в уставе (положении) подразделения, - на цели, определяемые учредителями.
Статья 30. Несение службы добровольными пожарными в подразделениях пожарной охраны
Добровольные пожарные осуществляют круглосуточное несение службы в подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком дежурств, утвержденным руководителем соответствующего подразделения пожарной охраны. График дежурств добровольных пожарных доводится до сведения руководителя организации по месту основной работы (учебы) добровольного пожарного.
Вместо круглосуточного дежурства добровольных пожарных непосредственно в оперативном подразделении пожарной охраны допускается организация их дежурства по месту основной работы в режиме ожидания с прибытием к месту пожара после поступления сообщения о пожаре из подразделения.
Добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, обеспечиваются боевой одеждой и специальным снаряжением, необходимыми для осуществления работ по тушению пожаров по нормам, установленным для соответствующих должностей в подразделениях Государственной противопожарной службы.
Статья 31. Подготовка добровольных пожарных и штатных работников оперативных подразделений добровольной пожарной охраны
Добровольные пожарные в шестимесячный срок со дня их регистрации в реестре добровольных пожарных в обязательном порядке проходят первоначальное обучение по типовым программам первоначальной и последующей подготовки личного состава Федеральной противопожарной службы.
Объем подготовки определяется руководителем оперативного подразделения добровольной пожарной охраны исходя из технической оснащенности подразделения, особенностей охраняемых объектов и объема финансовых средств, выделенных на содержание подразделения.
Первоначальное обучение добровольных пожарных осуществляется, как правило, в учебных и оперативных подразделениях Федеральной противопожарной службы на безвозмездной основе с выдачей свидетельства установленного образца. Допускается первоначальное обучение добровольных пожарных непосредственно в оперативных подразделениях добровольной пожарной охраны в порядке, установленном органом, уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Последующая подготовка добровольных пожарных осуществляется непосредственно в оперативном подразделении добровольной пожарной охраны под руководством его руководителя или на ежегодных учебных сборах в учебных и оперативных подразделениях Федеральной противопожарной службы.
Подготовка штатных работников оперативных подразделений добровольной пожарной охраны осуществляется на базе учебных центров (пунктов) Федеральной противопожарной службы, пожарно-технических научно-исследовательских и образовательных учреждений, а также других организаций, имеющих соответствующую лицензию, в объеме программы, разработанной для соответствующих должностных лиц подразделений Федеральной противопожарной службы.
Статья 32. Альтернативная служба граждан в оперативных подразделениях добровольной пожарной охраны
Добровольные пожарные, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.
Добровольные пожарные проходят альтернативную гражданскую службу в территориальных оперативных подразделениях добровольной пожарной охраны на условиях круглосуточного дежурства в соответствии с графиком и на безвозмездной основе в течение трех лет.
Количество граждан, которым предоставлено право прохождения альтернативной гражданской службы в оперативных подразделениях добровольной пожарной охраны, определяется соответствующими органами государственной власти в установленном законом порядке по заявкам государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны.. Распределение квот по территориальным оперативным подразделениям добровольной пожарной охраны осуществляется органом, уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Добровольные пожарные, исключенные из реестра добровольных пожарных до истечения установленного срока альтернативной гражданской службы в оперативных подразделениях добровольной пожарной охраны, подлежат призыву на военную службу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 33. Привлечение оперативных подразделений добровольной пожарной охраны к тушению пожаров
Оперативные подразделения добровольной пожарной охраны осуществляют несение службы в составе гарнизона пожарной охраны и привлекаются к тушению пожаров в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Выезд территориальных подразделений добровольной пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке.
Объектовые подразделения добровольной пожарной охраны привлекаются к тушению пожаров за пределами территории охраняемых организаций в порядке, согласованном с учредителями подразделения. При этом необходимость возмещения затрат объектовых подразделений добровольной пожарной охраны на тушение пожара и порядок указанного возмещения определяются органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Старшее должностное лицо оперативного подразделения добровольной пожарной охраны, первым прибывшее на пожар, осуществляет функции руководителя тушения пожара в полном объеме. После прибытия на пожар должностных лиц Государственной противопожарной службы руководство тушением пожара осуществляется этими лицами, а личный состав оперативного подразделения добровольной пожарной охраны поступает в их полное распоряжение.
Привлечение оперативных подразделений добровольной пожарной охраны к тушению пожаров за пределами территории Российской Федерации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации на основе международных договоров Российской Федерации.
Глава 5. Осуществление деятельности в области пожарной безопасности государственно-общественными и общественными объединениями пожарной охраны
Статья 34. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности
Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются общественными объединениями пожарной охраны на договорной основе. Доходы от выполненных работ (услуг) в области пожарной безопасности направляются на достижение уставных целей общественных объединений пожарной охраны.
Перечень работ (услуг) в области пожарной безопасности устанавливается законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работы (услуги) в области пожарной безопасности, на производство которых необходимо получение специального разрешения (лицензии, допуска), выполняются и оказываются общественными объединениями пожарной охраны после получения указанного разрешения.
Статья 35. Предпринимательская деятельность государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны
Государственно-общественные и общественные объединения пожарной охраны осуществляют предпринимательскую деятельность по выполнению работ (услуг) в области пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общественные организации пожарной охраны могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности в области пожарной безопасности.
Созданные общественными организациями пожарной охраны хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации должны быть членами общественных организаций пожарной охраны, которые их создали.
Доходы от предпринимательской деятельности государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей в области пожарной безопасности.
Допускается использование государственно-общественными и общественными объединениями пожарной охраны своих средств на цели социальной защиты личного состава добровольной пожарной охраны, даже если это не указано в их уставах.
Статья 36. Налоговые льготы и преимущества добровольной пожарной охраны
Государственно-общественные и общественные объединения пожарной охраны при осуществлении своих функций в области пожарной безопасности, освобождаются от уплаты налогов, сборов, пошлин и других платежей в соответствующие бюджеты и во внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговые льготы и преимущества добровольной пожарной охраны устанавливаются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации только для членов всероссийских государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны.
Льготы и преимущества для территориальных и объектовых оперативных подразделений добровольной пожарной охраны устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями соответственно.
При размещении государственного заказа и государственного оборонного заказа на пожарно-техническую продукцию и при выполнении государственных программ в области пожарной безопасности на конкурсной основе предпочтение при прочих равных условиях отдается юридическим лицам - членам государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны.
Государственно-общественным и общественным объединениям пожарной охраны предоставляются преимущества (в том числе, при осуществлении контроля, надзора за их деятельностью со стороны надзорных и контролирующих органов), предусмотренные законодательством Российской Федерации для саморегулируемых организаций.
Государственно-общественным и общественным объединениям пожарной охраны предоставляется преимущественное право на заключение договоров со страховыми организациями, осуществляющими противопожарное страхование, на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности в застрахованных организациях, финансируемых из средств резерва предупредительных мероприятий страховых организаций.
Молодежные общественные объединения добровольной пожарной охраны, являющиеся юридическими лицами не менее одного года, объединяющие в своих рядах не менее трех тысяч человек, и включенные в Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, на период своей деятельности могут получать в пользование имущество, находящееся в государственной собственности.
Расходы государственных предприятий, учреждений и организаций, связанные с безвозмездным либо на льготных условиях предоставлением в пользование молодежными объединениям добровольной пожарной охраны зданий, помещений, сооружений, оборудования и иного имущества, возмещаются федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на государственную поддержку молодежных и детских объединений.
Глава 6. Государственно-общественные и общественные объединения пожарной охраны и их взаимодействие с Государственной противопожарной службой
Статья 37. Общие права и обязанности государственно-общественных и общественных объединений добровольной пожарной охраны
Для достижения уставных целей юридические лица – государственно-общественные и общественные объединения пожарной охраны имеют право:
свободно распространять информацию о своей деятельности;
участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам их деятельности в порядке и объеме, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
проводить собрания, демонстрации, шествия и пикетирования в установленном законом порядке;
иметь в собственности, оперативном управлении или пользовании здания, сооружения, жилой фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги, земельные участки и иное имущество;
осуществлять предпринимательскую и внешнеэкономическую деятельность для достижения уставных целей;
учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в области пожарной безопасности;
представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, которые уполномочили его на это, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственно-общественных и общественных объединениях;
выступать с инициативами по вопросам пожарной безопасности, вносить предложения по этим вопросам в органы государственной власти;
создавать структурные подразделения государственно-общественного и общественного объединения пожарной охраны, а также некоммерческие и хозяйственные общества и товарищества, осуществляющие деятельность в области пожарной безопасности;
участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах;
учреждать от имени государственно-общественного или общественного объединения пожарной охраны награды, премии, денежные вознаграждения и иные поощрения за особый вклад в деятельность по предупреждению и тушению пожаров;
осуществлять в полном объеме иные полномочия, предусмотренные настоящим законом и законами об общественных объединениях.
Юридические лица – государственно-общественные и общественные объединения пожарной охраны обязаны:
соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы их деятельности, а также нормы, предусмотренные их уставами и иными учредительными документами;
осуществлять меры по привлечению граждан и юридических лиц к деятельности по предупреждению и тушению пожаров, вступлению их в члены государственно-общественного или общественного объединения;
обеспечивать организацию работ по созданию территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны, а также дружин юных пожарных по месту их жительства и учебы;
проводить противопожарную пропаганду и обучение населения правилам пожарной безопасности на производстве и в быту;
ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях государственно-общественного или общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
представлять по запросу органа, регистрирующего общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц государственно-общественного и общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые государственно-общественным и общественным объединением мероприятия;
оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью государственно-общественного и общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.
Непредставление обновленных сведений для внесения в единый государственный реестр юридических лиц в течение трех лет является основанием для обращения органа, зарегистрировавшего государственно-общественное и общественное объединение, в суд с иском о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
В уставе (положении) государственно-общественного или общественного объединения пожарной охраны могут быть изложены дополнительные права и обязанности, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Статья 38. Союз (ассоциация) пожарной охраны
Союз (ассоциация) пожарной охраны - некоммерческая государственно-общественная организация пожарной охраны, в которую в качестве членов входят юридические лица - государственно-общественные и общественные объединения пожарной охраны (в том числе пожарные общества, фонд пожарной безопасности и оперативные подразделения добровольной пожарной охраны), юридические лица, выполняющие работы и оказывающие услуги в области пожарной безопасности, а также физические лица – добровольные пожарные.
Союз (ассоциация) пожарной охраны создается с целью координации деятельности государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны, защиты интересов членов союза (ассоциации) в отношениях с российскими и зарубежными организациями и органами власти и осуществления совместных программ по решению задач в области пожарной безопасности. В цели союза (ассоциации) не входит непосредственное участие в деятельности по предупреждению и тушению пожаров.
Союз (ассоциация) пожарной охраны создается без ограничения срока деятельности, является юридическим лицом с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени осуществляет и приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
В Российской Федерации может быть создан только один Всероссийский союз (ассоциация) добровольной пожарной охраны.
Источником формирования имущества союза (ассоциации) пожарной охраны являются:
регулярные и единовременные поступления от учредителей, участников и членов данного союза (ассоциации).
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам, доходы, получаемые от собственности союза (ассоциации);
имущество, переданное союзу (ассоциации) собственником в оперативное управление или хозяйственное ведение;
другие, не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.
Средства союза (ассоциации) направляются на реализацию задач союза (ассоциации), определенных его уставом.
Союз (ассоциация) не имеет своей основной целью извлечение прибыли и не распределяет полученные доходы и прибыль среди своих членов. Союз вправе заниматься предпринимательской деятельностью соответствующей уставным целям союза (ассоциации) и необходимой для достижения целей, ради которых союз (ассоциация) создан.
Высшим руководящим органом союза (ассоциации) пожарной охраны является съезд делегатов из числа членов указанного союза (ассоциации), на котором избирается постоянно действующий руководящий орган союза (ассоциации).
Руководителем постоянно действующего руководящего органа Всероссийского союза (ассоциации) по должности является руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности или его первый заместитель.
Руководитель постоянно действующего руководящего органа союза (ассоциации) исполняет свои обязанности на общественных началах.
Статья 39. Добровольные пожарные общества
Добровольные пожарные общества создаются с целью объединения юридических лиц - общественных объединений пожарной охраны и физических лиц - добровольных пожарных для решения задач в области пожарной безопасности, представления и защиты законных прав и интересов членов обществ в отношениях с российскими и зарубежными организациями и органами власти.
Добровольные пожарные общества создаются без ограничения срока деятельности, являются юридическими лицами с момента их государственной регистрации в установленном законом порядке, имеют в собственности или в ином вещном праве обособленное имущество, отвечают по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени осуществляют и приобретают имущественные и неимущественные права, несут обязанности, выступают истцами и ответчиками в суде. Структурные подразделения общества имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними обществом.
В Российской Федерации может быть создано одно Всероссийское добровольное пожарное общество, а также межрегиональные, региональные и местные добровольные пожарные общества.
Источниками формирования имущества добровольного пожарного общества являются:
регулярные и единовременные поступления от учредителей, участников и членов общества;
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
поступления от мероприятий, проводимых обществом и в его пользу;
часть доходов от предпринимательской деятельности созданных обществом, его региональными и местными организациями хозяйственных организаций;
дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам, доходы, получаемые от собственности общества;
имущество, переданное обществу собственником в оперативное управление или хозяйственное ведение;
другие, не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.
Средства добровольных пожарных обществ направляются на реализацию задач обществ, определенных их уставами.
Добровольные пожарные общества не имеют своей основной целью извлечение прибыли и не распределяют полученные доходы и прибыль среди своих членов. Добровольные пожарные общества вправе заниматься предпринимательской деятельностью соответствующей их уставным целям и необходимой для достижения целей, ради которых добровольные пожарные общества созданы.
Статья 40. Фонд пожарной безопасности
Фонд пожарной безопасности создается в форме государственно-общественного объединения пожарной охраны с целью формирования имущества для реализации мер пожарной безопасности.
Фонд создается без ограничения срока деятельности, является юридическим лицом с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени осуществляет и приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
Для осуществления своей деятельности фонд может в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном уставом фонда создавать филиалы и открывать представительства в субъектах Российской Федерации.
В Российской Федерации может быть создано не более одного фонда пожарной безопасности.
Источниками формирования имущества фонда в денежной и иных формах являются:
регулярные и единовременные поступления от учредителей и других участников;
обязательные отчисления страховых организаций от сумм страховых платежей по противопожарному страхованию, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные отчисления производятся за счет средств резерва предупредительных мероприятий страховой организации, осуществляющей противопожарное страхование.
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
выручка от реализации товаров, работ и услуг хозяйственных обществ фонда;
дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам, доходы, получаемые от собственности фонда;
другие, не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.
Средства фонда направляются на реализацию задач фонда, определенных его уставом, в том числе на содержание территориальных подразделений добровольной пожарной охраны.
Управление фондом пожарной безопасности осуществляет его исполнительный орган управления в соответствии с уставом, утвержденным в установленном законом порядке.
Для управления фондом и осуществления надзора за его деятельностью, использованием средств фонда и соблюдением фондом законодательства учредителем создается Попечительский Совет фонда пожарной безопасности, работающий на общественных началах и являющийся высшим коллегиальным органом управления фондом.
Статья 41. Участие сотрудников Государственной противопожарной службы в деятельности добровольной пожарной охраны
Сотрудники Государственной противопожарной службы в соответствии со своими должностными обязанностями или по письменному поручению своих прямых начальников в установленном законодательством Российской Федерации порядке участвуют в управлении деятельностью государственно-общественных объединений пожарной охраны.
В случае необходимости должностные лица федеральной противопожарной службы МЧС России могут быть прикомандированы к соответствующим государственно-общественным объединениям для управления их деятельностью и обеспечения взаимодействия с другими видам и пожарной охраны.
Глава 7. Полномочия и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по созданию и обеспечению деятельности добровольной пожарной охраны.
Статья 42. Полномочия федеральных органов государственной власти Российской Федерации
К полномочиям федеральных органов государственной власти Российской Федерации по созданию и обеспечению деятельности добровольной пожарной охраны относятся:
государственная регистрация юридических лиц – государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны и созданных ими хозяйственных организаций;
законодательное регулирование деятельности добровольной пожарной охраны, в том числе предоставление ей налоговых льгот и преимуществ, разработка системы мер по правовой и социальной защите добровольных пожарных и членов их семей;
нормативное правовое регулирование деятельности государственно-общественных и общественных организаций пожарной охраны;
установление порядка прохождения альтернативной гражданской службы в территориальных оперативных подразделениях добровольной пожарной охраны;
оказание финансовой и материально-технической помощи государственно-общественным и общественным объединениям пожарной охраны;
целевое финансирование федеральных целевых программ в области организации и совершенствования деятельности добровольной пожарной охраны;
приоритетное размещение государственного заказа на выпуск пожарно-технической продукции на предприятиях добровольной пожарной охраны;
учреждение государственных наград и почетных званий (в том числе почетного звания "Заслуженный пожарный Российской Федерации").
Статья 43. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию и обеспечению деятельности добровольной пожарной охраны на территории субъекта Российской Федерации относятся:
законодательное регулирование деятельности добровольной пожарной охраны, в том числе предоставление ей налоговых льгот и преимуществ, разработка системы мер по правовой и социальной защите добровольных пожарных и членов их семей;
нормативное правовое регулирование деятельности государственно-общественных и общественных организаций пожарной охраны в пределах их компетенции;
целевое финансирование региональных целевых программ в области организации и совершенствования деятельности добровольной пожарной охраны
осуществление мер по правовой и социальной защите добровольных пожарных и членов их семей;
установление порядка возмещения затрат оперативных подразделений добровольной пожарной охраны на тушение пожаров;
установление порядка возмещения расходов организаций на выплату среднемесячной заработной платы (стипендии) добровольным пожарным из числа работников организации за время их дежурства в территориальных оперативных подразделениях добровольной пожарной охраны;
оказание финансовой и материально-технической помощи подразделениям добровольной пожарной охраны.
Статья 44. Полномочия органов местного самоуправления
К полномочиям органов местного самоуправления по созданию и обеспечению деятельности добровольной пожарной охраны относятся:
организация и обеспечение деятельности территориальных подразделений добровольной пожарной охраны;
предоставление в безвозмездное пользование и оперативное управление территориальных оперативных подразделений добровольной пожарной охраны зданий, сооружений, служебных помещений, оборудованных средствами связи, и другого необходимого имущества в соответствии с установленными нормами;
создание системы льгот и преимуществ добровольным пожарным, участвующим в деятельности территориальных оперативных подразделений добровольной пожарной охраны.
Статья 45. Полномочия организаций
К полномочиям организаций по созданию и обеспечению деятельности добровольной пожарной охраны относятся:
создание в инициативном порядке или в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности и содержание объектовых оперативных подразделений добровольной пожарной охраны и добровольных дружин юных пожарных;
участие в деятельности общественных объединений пожарной охраны в качестве членов и участников этих объединений;
предоставление в пользование и оперативное управление объектовым оперативным подразделениям добровольной пожарной охраны и добровольным дружинам юных пожарных зданий, сооружений, служебных помещений, оборудованных средствами связи, и другого необходимого имущества в соответствии с установленными нормами;
создание системы льгот и преимуществ добровольным пожарным из числа работников организации, участвующих в деятельности объектового оперативного подразделения добровольной пожарной охраны.
Статья 46. Ответственность государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны за нарушение законодательства Российской Федерации
Государственно-общественные и общественные объединения пожарной охраны, в случае неисполнения требований нормативных правовых актов Российской Федерации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации в области организации и обеспечения деятельности добровольной пожарной охраны несут:
физические лица, входящие в состав руководящих органов государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны за нарушение законодательства Российской Федерации государственно-общественными и общественными объединениями пожарной охраны, в том числе не подлежащими обязательной государственной регистрации, а также при доказательстве их вины за организацию деяний по нарушению законодательства Российской Федерации;
члены и участники государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны за преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали.
Должностные лица государственно-общественных и общественных объединений пожарной охраны привлекаются к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 8. Заключительные положения
Статья 47. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 48. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации в шестимесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.